Папки-передвижки

Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей 6–7 лет в подготовительной группе

Лилия Кулик
Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей 6–7 лет в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей

6-7 лет (подготовительная групп

а).[/b]

1. Звукопроизношение: звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к 6 годам.

1) Выполнять артикуляционную гимнастику:

«Улыбка, Трубочка» (Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку).

«Лопаточка» (Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать до 5 сек.)

Темочки:

«Часики» (Кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.)

«Качели» (Открыть рот. Упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.)

«Лошадка» (Цокать язычком, губы держать в улыбке.) Выполнять по 4-5 упр. 2-3 раза в день.

«Грибок» (Присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).

«Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

2) Упражнения для челюстей

• Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

• Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

• То же в быстром темпе.

• Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

• Повторяется первое упражнение.

3) Упражнения для губ

«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

• То же с сомкнутыми губами и зубами.

«Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

• Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».

• Вращательные движения губами.

• Отставление нижней губы от зубов и десен.

• Втягивание нижней губы внутрь рта.

4) Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: сухарики, сушки, яблоки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.

5) Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки. Специального силиконого напаличника.

6) Развивать речевое дыхание. (Полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.) Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподрожания АУ. Учить и проговаривать скороговорки.

2. Называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей. Знать дату рождения.

3. Называть свой адрес. Дом, квартиру, улицу, город (село, столицу, страну. Телефон. Знать адрес детского сада его номер.

Последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.

4. Отличать домашних, диких животных, птиц, насекомых. Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Определять материал из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. д., серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно, искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.)

5. Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.

6. Знать и называть все явления природы. Распознавать их по окраске, размерам. Знать о сезонных изменениях в природе.

7. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.

8. Ориентировка в пространстве: Учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.). Познакомить с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Правильно употреблять в речи указания направлений (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, (правом нижнем) углу, за перед, между, рядом и др.).

9. Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже (позднее, в одно и то же время.

10. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа, различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

11. Учить детей пользоваться иглой, выполнять шов «вперед иголку», пришить пуговицу.

12. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ. (Это сказка, стихотворение, рассказ.) Называть любимые сказки и рассказы, прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки, вспомнить 2-3 загадки. Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг.

13. Усвоение термина предложение: Составлять предложение из 3, 4 слов. Определять количество предложений в рассказе до 4.(вниманию предлагаются предложения без союзов). Учиться вычленять предлоги в предложении. Называть в последовательности слова в предложении. Учить детей на слух определять количество предложений в рассказе. (до 4х).

14. Должен знать, что речь состоит из слов: Называть слово, которое обозначает предмет, действие, цвет, размер, направление

15. Большое значение в подготовке детей к обучению грамоте занимает ознакомление со слоговым строением слова. Ребенок должен знать, что слог это часть слова. Определять сколько слогов в словах.

16. Дети к школе должны быть знаком с термином звук речи. Слово состоит из звуков. Звуки бывают гласные, согласные. Согласные бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие. Гласные простые (а о у ы э и, сложные (я е е ю). Определять место звука в слове. Находить слова с определенным звуком, из нескольких слов и в предложении.

17. Употреблять синонимы, антонимы.

18. Достаточно развита связная речь. К концу 6-го года ребенок может участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении. Для развития связной речи можно использовать следующие задания:

1) Закончи фразу:

- В лесу растут г…. и я….. На клумбе выросли красивые ц. Топором рубят д…. Молотком забивают г…. Зимой на улице х…, а летом. Цветы растут на в…. Кошка спряталась за в…. Бабушка несет сумку с …. В саду растут…

2) Составь словосочетание: Стакан, молоко - стакан молока. Стакан - чай, сок, кефир – стакан чая, кефира, сока. Пакет, молоко-пакет молока. Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила…пакет молока. Катя пьет стакан сока.

3) Составление предложений по данным словам. Составь предложение из слов. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка. Снежинки, легкие, падать, кружится.

4) Занятия по пересказу: Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми предложений. Разбор содержания в вопросно-ответной форме.

5) Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.

6) Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу.

Обучение рассказыванию с элементами творчества:

Рассказывание по аналогии с вспомогательной сюжетной схемой:

В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат) отправились (на дачу, рыбалку.). Папа взял с собой, мама…., а я захватил с собой…. Мы ехали на (поезд, машина). Там…очень красиво. Рядом есть (лес, озеро, река). Мы ходили в на… за (Что было дальше…Домой мы вернулись… Мне очень понравилось на / в…. (Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

• 2. Составление продолжения незавершенного рассказа (читаем начало рассказа далее просим ребенка завершить рассказ.)

19. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

20. Составлять рассказ из опыта, о предмете, по сюжетной картине, набору картин. Учатся сочинять сказки.

21. Ежедневно читать литературу (сказки, рассказы, стихотворения) детям. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Задавать вопросы, побуждающие ребенка к пересказу.

Развитие графомоторных навыков у дошкольников

Ребенок 6 - 7 лет хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Следует обращать внимание на такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; медленное выполнение отстукивания ритмов; при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнений.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Развитию тонкокоординированных движений рук способствуют также следующие занятия:

• собирание пирамидок, матрешек,

• собирание узоров из мелкой мозаики;

• собирание пазлов разного размера;

• закручивание гаек в конструкторе,

• работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, липучек, кнопок, крючков разной величины;

• завязывание и плетение шнурков, лент;

• лепка;

• аппликация, вышивание, оригами;

• игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия.

В процессе выполнения подобных упражнений развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется». Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка», пальчиковые (имитация животных, людей, предметов, театр теней.

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, – сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

Для развития графического навыка следует использовать: графический диктант; рисование линий: прямые и фигурные дорожки; рисование по точкам, контурам, клеточкам; штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки. Развитию мелкой моторики рук помогает: пальчиковая гимнастика; упражнения на освоение предметных действий. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.

Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши, крупными петельками.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей 6–7 лет в подготовительной группе
Опубликовано: 1 марта 2021 в 19:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации учителя-логопеда по речевому развитию детей 6–7 лет в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Кулик (УИ 1480998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД