Татьяна Прокопенко
Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Расширять и активизировать словарь детей; расширять представления детей о многообразии насекомых их значении в природе;
• Учить находить и выделять особенности внешнего вида, и связь с особенностями жизненных проявлений насекомых;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие:
• Развивать память, воображение, внимание и логическое мышление;
Воспитательные:
• Воспитывать коммуникативные способности, умение работать в команде; бережное отношение к природе.
Оборудование: мелкие предметные игрушки – насекомые (по числу детей); модели (картинки) возможных мест обитания насекомых: цветы, муравейник, трава, листья, кора деревьев; схема описательного рассказа о насекомом (кто это? какие части тела? где обитает? какую имеет окраску и почему? чем питается? какую пользу или вред приносит) Игрушки - насекомые муравей, паук.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение художественной литературы: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Ушинский «Капустная белянка», С. Михалков «Академия наук», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик».
Подготовка к НОД: разложить в разных местах группы мелкие игрушки – насекомые, в соответствии с местом их обитания (картинки с изображением цветов, муравейника, листочков деревьев, травы) желательно не совсем на виду.
Ход деятельности:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Пчела».
Дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Прилетела к нам вчера (бегут по кругу, машут ладошками)
Полосатая пчела (останавливаются и на каждое название насекомого загибают один пальчик,
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали («летают», жужжа,
От усталости упали (приседают).
Восп-ль: Ребята, кто прилетал к нам в нашей игре? (Дети называют)
-Как назвать их одним словом? (насекомые)
- Как вы догадались? (дети высказывают свои предположения)
-В каком случае мы можем назвать группу одним словом? (если у всех представителей есть одинаковые качества)
Каких насекомых вы еще знаете? (дети называют)
Что ж, давайте выясним, чем же похожи все насекомые. А для этого нам нужно внимательно их рассмотреть.
Сейчас разойдитесь по группе и постарайтесь каждый найти одно насекомое, обратите внимание на то, где вы его нашли.
Дети разбредаются по группе и находят игрушку – насекомое (или картинку.
Воспитатель : А теперь внимательно рассмотрите своих насекомых и объединитесь в группы (команды.
Дети образуют 5 команд по 3 человека. (Помогаем определиться тем, кто затрудняется, даем подсказку: обратить внимание на крылья.
Чешуекрылые.
Бабочки: 1. Капустница
2 Крапивница
3. Махаон
Жесткокрылые.
Жуки: 1. Божья коровка
2. Колорадский жук
3 Жук – олень
Перепончатокрылые.
1. Стрекоза
2. Пчела
3. Шмель
Прямокрылые.
1. Саранча
2. Сверчок
3. Кузнечик
Двукрылые.
1. Муха
2. Комар
3. Овод
Восп-ль, подходя к каждой подгруппе, спрашивает, почему они собрались в одну команду. Дети высказывают свои доводы.
Затем, каждой команде предлагается найти для себя удобное для работы место, внимательно рассмотреть своих насекомых, изучить их строение, посчитать части тела, вспомнить все что знают об их образе жизни и составить небольшой рассказ по схеме.
Дети выполняют задание, представляют свои рассказы.
Делаем вывод, что насекомые имеют 6 лапок, их тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко. У них есть усики, крылья, у некоторых насекомых есть хоботок.
Восп-ль: ребята, обратите внимание на тельце насекомых, что вы замечаете? (полоски).
Да, тело насекомых покрыто полосками будто насечками, поэтому их назвали насекомыми (от слова "насечки").
Восп-ль: Ребята, а я тоже кого-то нашла, вот угадайте:
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (муравьи)
Муравьи - это насекомые? Почему вы так считаете? (на их теле имеются насечки, у них шесть лапок)
Да, муравьи-великолепные строители. Какие прекрасные терема - муравейники они строят (демонстрирует иллюстрацию) Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией. С кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи. Они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи- солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Муравей – самый сильный на земле. Ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, при весе 5 тонн, с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач!
Восп-ль: А вот еще кого я нашла:
«Ниток много – много, а в клубок не смотать,
Одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет». (паук)
-Паук – это насекомое? (Нет, у него 8 лапок, он относятся к паукообразным)
Восп-ль: Ребята, что мы нового узнали сегодня? (дети отвечают.) Ну, конечно, это не все о насекомых. Мир насекомых очень интересный и многообразный. Мы еще будем читать книги, смотреть познавательные фильмы.
А теперь давайте отправим наших насекомых по тем местам, где они обитают. Нам подскажет их окраска.
Дети раскладывают игрушки и картинки по моделям.
Переходим к художественной деятельности. Рисование иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»