Папки-передвижки

Рекомендации по развитию речи детей 2–3 лет

Марина Савортова
Рекомендации по развитию речи детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

В ситуации, когда у малыша 2-2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают развитие речи ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако, на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже», или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т. п.

Публикация «Рекомендации по развитию речи детей 2–3 лет» размещена в разделах

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, но не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4 лет или старше, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

В случае отсутствия активной речи у малыша 2-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, дефектолога, психоневролога, отоларинголога, провести ряд медицинских обследований, и при необходимости организовать занятия с ребенком. Наблюдения специалистов, данные медицинских исследований, а также динамика развития ребенка в ходе специальных занятий позволяют уточнить характер нарушения, возможные причины возникновения, степень его сложности.

В раннем возрасте нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм, поставить более точный речевой диагноз (общее недоразвитие речи или задержка речевого развития).

Однако, не следует надеяться только на занятия с логопедом, развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома:

1. Говорите с малышом медленно, громко, выразительно, короткими предложениями (из 3-4 слов). Неоднократно повторяйте сказанное.

2. Устанавливайте контакт «глаза в глаза» при разговоре с ребёнком.

3. Развивайте у ребёнка подражательную способность. Добивайтесь, чтобы в игре малыш повторял за вами действия (кормление куклы, катание машинки, постройка башни из кубиков и т. п.).

4. Искренне радуйтесь и поощряйте произнесение ребенком любых звуков. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть потребность подражать слову взрослого.

5. Обращайте внимание ребёнка на движения органов артикуляции при произнесении слов, при необходимости утрируйте вашу артикуляцию.

6. Развивайте дыхание, если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки произнести не удастся. Игры на развитие дыхания :

• подвижные игры на свежем воздухе;

• "Сдуй пушинки с одуванчика";

• "Потуши свечу";

• "Сдуй снежинку с ладошки";

• "Подуй на кораблик в тазике с водой";

• "Мыльные пузыри";

• дудки, свистульки, свистки, губные гармошки;

• надувные игрушки, воздушные шары;

• различные "поддувашки".

7. Следите за развитием двигательной сферы своего ребенка. Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет жизни, напрямую связана с развитием у них речевой функции. Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша станут :

• Массаж кистей и пальцев рук - поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью. Используйте для массажа еловые и сосновые шишки, массажные мячики, грецкие орехи, бигуди-липучки, шарики и кольца су-джок, массажные коврики и т. д.

•Пальчиковая гимнастика ("Ладушки", "Фонарики" "Сорока-белобока", "Кулачки-ладошки", "Молоточки" и др.).

• Игры с крупами, в песке.

• Раскрашивание, рисование, лепка.

• Игры с волчками, заводными игрушками, прищепками, бусинами, мозаикой, конструктором, шнуровками, пуговицами, различными замками и застёжками.

8. Сейчас уже не подлежит сомнению, что речь зависит от уровня развития психических функций. Необходимая психологическая база речи формируется по мере развития ребенка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно. Если у ребенка речь не сформирована, значит что-то упущено, есть «пустоты» в том основании, на котором эта речь строится. Это основание составляют основные психические процессы: восприятие, внимание, память и мышление.

• Предлагайте ребёнку потрогать материалы с разными тактильными характеристиками (кусочек меха, кожа, грубое полотно, атласная ленточка, поролоновая губка и т. д.).

Развивайте слуховое восприятие и внимание. Учите малыша прислушиваться к различным звукам (самолёт гудит, дождик капает, шелестят листья, скрипит дверь и т. д.). Развивайте умение различать звуки, например, "Что звучало колокольчик или бубен?". Учите определять, откуда был звук.

Развивайте зрительное внимание, память и мышление. Потребуются игрушки, развивающие интеллект : пирамидки, матрешки, вкладыши, пазлы и разрезные картинки.

• Учите с ребёнком цвета. К 3 годам желательно знать и показывать 6 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, чёрный).

• Знакомьте малыша с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

• Учите малыша показывать части тела и лица.

• Знакомьте с понятием один – много.

Знакомьте малыша с прилагательными:

• большой – маленький;

• мягкий - твёрдый;

• длинный - короткий;

• горячий – холодный;

• сухой - мокрый;

• тяжёлый – лёгкий.

• Сделайте глагольный словарик (фотографии или картинки, где один человек совершает различные действия. Называйте предмет с действием (существительное + глагол) : например, машина едет, мальчик идёт, самолёт гудит.

9. Читайте стихи, потешки, сказки с повторными сюжетами («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», "Теремок", "Три медведя" и др.). Рассматривая иллюстрации, просите малыша найти и показать героев сказки, задавайте вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Где?», «Что делает?». Подсказывайте, если возникают трудности с ответом.

10. Пойте детские и народные песни.

11. Инсценируйте простые сказки (кукольный театр).

12. Используйте приём договаривания простых слов и звукоподражаний ребёнком. Например,

"Тили бом, тили бом

Загорелся Кошкин (мама, делает паузу) дом (договаривает ребёнок)".

13. На прогулках обращайте внимание ребёнка на растения, называйте цветы, деревья, птиц, насекомых. Помогите малышу открыть для себя мир природы во всем его многообразии.

14. Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Вспомните самые интересные моменты. Обязательно давайте ему поручения по дому, благодарите за помощь.

15. Посещайте зоопарк, театр, разные детские площадки, чаще ходите в гости, гуляйте в лесу, в парке, путешествуйте. Новые сильные впечатления и яркие положительные эмоции благотворно влияют на развитие речи.

16. Играйте (занимайтесь) с малышом каждый день по 10-20 минут (зависит от настроения ребёнка). Помните! Ребёнку должно быть интересно.

17. Оценивая речевые способности ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых ваших ребенком – со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им "вчера" и "сегодня". Важна динамика пополнения словаря ребенка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.

Примеры проговаривания взрослым различных ситуаций

Умывание. Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки – вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т. д.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонт. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. И т. д.

Приготовление обеда. (Во время совместного приготовления еды, соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка). Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. И т. д.

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков). Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик, красный, как помидор. Правильно, вот он. А где желтый, как солнышко? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т. д.

При подготовке статьи были использованы материалы следующих авторов: Грибова О. Е., Краузе Е. Н., Нищева Н. В., Новиковская О. А., Янушко Е. А., а так же различные интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Рекомендации для родителей на летний период по развитию речиРекомендации для родителей на летний период по развитию речи Из опыта работы учителя-логопеда Фроловой Л. И. Вот и наступило лето. Время, когда дети не посещают детский сад длительное время. Предлагаю.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение.Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по развитию речи детей 2–3 лет
Опубликовано: 27 января 2024 в 19:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по развитию речи детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Марина Савортова (УИ 3343102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД