Елена Серафимовна Ганус
Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы.
Тема: «Звуковая культура речи : звук «Ш»»
Программные задачи:
Образовательные:
Показать детям артикуляцию звука «ш».
Учить четко произносить звук изолированно, в слогах, в словах;
Развивающие :
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Развивать фонематический слух;
Развивать умение различать слова со звуком «ш»;
Воспитательные:
Воспитывать интерес, желание учиться. Воспитывать умение слушать других.
Словарная работа: мышонок Шуша, камыш, ландыш, скрепыш.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности; смена статического положения, сюрпризный момент, рефлексия.
Материалы: красивая коробка, воздушный шарик с письмом, игрушка - мышка, карточки с заданиями, игрушки: петушок, собака, кошка, лягушка, мишка, бабочка.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Поймай звук», «Найди звук «Ш», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии Базарного В. Ф.
Ход ООД:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а теперь посмотрите все на меня. Я сегодня пришла в детский сад и увидела красивую коробку на столе. Вы хотите узнать, что в ней? Я без вас не стала ее открывать, но мне тоже очень интересно. Мы сейчас вместе ее откроем, Хотите?
ДЕТИ: Да
Открываем коробку, а оттуда появляется шарик.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что это?
ДЕТИ: Шарик
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, он хочет познакомить вас со своей песенкой. Послушайте его песенку.
Ш-ш-ш.
А давайте и мы с вами вместе споем песенку шарика.
ДЕТИ: Ш-Ш-Ш
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ира, а теперь ты спой песенку шарика,
А теперь, ты, Лера, спой песенку шарика.
А теперь, ты, Кирилл, спой песенку шарика.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — мы сегодня с вами будем учиться правильно и красиво произносить звук «Ш»
Когда мы произносим звук «Ш», губки у нас округлены и вытянуты вперед, как хоботок у слоника, между зубами маленькая дырочка, язычок мы поднимаем вверх, он принимает форму чашечки, и произносим
Ш- Ш – Ш (произносит несколько детей)
А теперь, давайте поднесем ладонь к своему ротику и еще споем песенку шарика
Ш-Ш-Ш
Чувствуете, как у вас между зубками проходит воздушная струя, и мы чувствуем теплый воздух на ладошке?
Ш – ш - ш
Это песенка не только шарика, ее поют и другие, например, змея. Она поет тихо
Ш – Ш – Ш. Давайте и мы споем тихо песенку змеи.
А, еще такую песенку поет сильный ветер, он поет ее громче
Ш – ш - ш.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята. При произнесении звука «Ш» — язык у нас чашечкой, зубы сжаты, а губы округлены.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, мы сразу и не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы его откроем. А в этом конверте, посмотрите -ка, … какая-то картинка. Что это? (воспитатель показывает на картинку, на которой изображен домик и от него отходит стрелочка)
ДЕТИ: — Домик, со стрелочкой
ВОСПИТАТЕЛЬ: — наверное нам нужно идти по направлению стрелочки, пойдем? В этом домике живет мышонок по имени «Шуша». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил для Вас разные испытания, с которыми мы должны справиться. А в конце испытаний наш ждет необычный сюрприз. Ну что примем приглашение мышонка?
ДЕТИ: - Да.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — А, чтобы попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать.
Мы немножко покружимся,
И у мышонка очутимся.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок Шуша нас приглашает на большое болото.
- Ребята, но сначала нам нужно отгадать загадку и узнать, кто живет в болоте.
Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это?
ДЕТИ: ЛЯГУШКА.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно, лягушка. Посчитайте, сколько их сидит в болоте?
(по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушки, пять лягушек)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спрятался он в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите, как шуршит Мышонок?
ДЕТИ: Ш-Ш-Ш
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чем это он так шуршит? Это он разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышонком. Это он приготовил для нас игру «Доскажи словечко». Поиграем? Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его закончить.
Каранда… Малы… Камы… Ланды…Скрепы…
(Воспитатель показывает картинки, а дети договаривают последний звук)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка Шуши!
Много разных звуков окружают нас,
Даже если тихо в комнате сейчас.
Мы сейчас, ребята, дружно
Будем звуки издавать.
(Выполняют движения по тексту стихотворения)
Будем глазками моргать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем ножками мы топать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем громко все считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем звонко, звонко хлопать:
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом будем молчать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, ребята, Мышонок хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Выберем тех животных в друзья мышонку, в названии которых есть звук [Ш]. Кто же хочет подружиться с Мышонком?
(всех перечисляют по очереди : кошка, бабочка, петушок, лягушка, мишка, собака)
(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш] : кошка, мишка, лягушка)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок хочет с вами еще поиграть. Игра называется «Поймай звук». Я буду петь разные песенки, а вы будете их внимательно слушать. Вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышишь песенку шарика, звук [ш].
А, о, у, э, ш, з, ц, ш, ж, ш
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок Шуша вместе со мной сел за пианино и запел песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с нами.
ШИ-ШИ-ШИ-ШИ
КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ШО-ШО-ШО-ШО
МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО
ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ
ША-ША-ША-ША
БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША
(дети «играют» пальчиками на «пианино» и проговаривают слоговые цепочки, ударяя пальчиками по коленкам под звуковую композицию)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, осень, но совсем скоро наступит зима. И следующее задание от Мышонка – нужно сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно на полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку Шуше для зимней прогулки?
(перечисляют что видят : штаны, юбка, блузка, шуба, шарф, шапка)
ДЕТИ: ШТАНЫ, ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Вот и закончились задания Мышонка. А за то, что мы справились со всеми его заданиями, он приготовил вам сюрприз — воздушные шарики.
(вручение шариков детям)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, наше путешествие подошло к концу. Чтобы нам обратно возвратиться в детский сад, нужно опять произнести волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать.
Нам пора уж в детский сад,
Там игрушки ждут ребят.
Мы немножко покружимся,
И домой мы возвратимся.
- Вот мы и в садике.
Рефлексия: Ребята, у кого в гостях мы сегодня побывали? Какой звук мы учили правильно и красиво произносить?
И мышонку Шуше и мне очень понравилось, как вы выполняли задания, молодцы!
Когда придете домой, расскажите своим родителям, у кого в гостях мы сегодня побывали, в какие игры играли и поиграйте в них вместе.