Получи документы

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 3)

Наталья Молькова
Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы

Ш направление – подбор слов с противоположным значением (антонимов).

Цель: обогащение словаря детей путем углубления понимания слов с противоположным значением и их употребления в речи.

Упражнение № 1 «Подбери картинку».

Цель: учить детей понимать значение противоположных слов.

Материал: набор картинок.

Воспитатель предлагает детям подобрать соответствующие картинки к следующим словам: большой мяч – маленький мячик, длинный шарф – короткий шарф, высокий забор – низкий забор, широкий ремень – узкий ремень, толстая книга – тонкая книга, веселый человек – грустный человек.

Публикация «Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 3)» размещена в разделах

Упражнение № 2 «Учимся сравнивать людей».

Цель: учить детей сравнивать людей, выделять признаки, которыми они отличаются.

Материал: картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку. Давайте сравним этих девочек, чем они отличаются друг от друга? Например: эта девочка высокая, а эта низкая; у этой девочки длинные волосы, а у этой короткие. (Далее дети ищут другие отличия, анологично проговаривая другие признаки: темные – светлые, прямые – кудрявые, веселая – грустная, толстая – худая).

Упражнение № 3 «Закончи предложение».

Цель: учить детей дополнять предложения, подбирая слова с противоположным значением.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Слон большой, а комар (маленький).

Камень тяжелый, а пушинка (легкая).

Зимой погода холодная, а летом (теплая).

Дерево высокое, а куст (низкий).

Суп горячий, а компот (холодный).

Сажа черная, а снег (белый).

Лев смелый, а заяц (трусливый).

Река широкая, а ручеек (узкий).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

Днем светло, а ночью (темно).

(После каждого предложения логопед просит назвать слова- «неприятели»).

Упражнение № 4 «Сравни».

Цель: учить детей подбирать антонимы, активизировать их употребление в речи.

Воспитатель: сравните по вкусу: горчицу и мед (горчица горькая, а мед сладкий).

Сравни по цвету: снег и сажу.

Сравни по высоте: дерево и цветок.

Сравни по толщине: канат и нитку.

Сравни по ширине: дорогу и тропинку.

Сравни по возрасту : юношу и старика.

Сравни по весу: гирю и пушинку.

Сравни по размеру: дом и шалаш.

Упражнение № 5 «Подскажи словечко».

Цель: продолжать учить детей подбирать слова с противоположным значением.

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в интересную игру. Я буду говорить слово, а вы подбирать слово – «неприятель». Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко, скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко.

Далее дети подбирают антонимы к следующим словам: рано, медленно, темно, легко, можно, трудно, чисто, радостно, много, плохо, сухо, широко, ярко, светло.

Упражнение № 6 «Третий лишний».

Цель: учить детей выбирать слова антонимы из цепочки слов.

Воспитатель называет цепочку из трех слов, а дети выбирают слова противоположные по смыслу.

Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький.

Белый, длинный, черный. Тяжелый, высокий, легкий.

Короткий, маленький, длинный. Хороший, светлый, плохой.

Упражнение № 7 «Упрямый мальчик».

Цель: учить детей подбирать глаголы – антонимы, понимать их значение.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам про мальчика, который делал все наоборот. Просит его мама подойти – он отходит; мама просит его убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» - он отворачивается. Теперь представь, что бы сделал такой мальчик, если бы его попросили: встать? показать ладони? Открыть рот? Опустить руки? Поймать мяч? Согнуть руки? положить ручку? Отодвинуть стул? (дети подбирают глаголы – антонимы)

Упражнение № 8 «Измени предложение».

Цель: учить детей составлять предложения с глаголами – антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ, активизировать употребление антонимов в речи.

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать предложения и заменить действие на противоположное, причем предупреждает, что «маленькое слово к» нужно заменить словом от, которое мы произносим как АТ. При трудностях построения предложений логопед уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.

Правило: маленькое слово к появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.

Затем воспитатель читает предложения, а дети их изменяют:

Белобокая сорока подлетела к елке. (Белобокая сорока отлетела от елки). Ядовитая змея подползла к камню. Скорый поезд подъехал к платформе. Лягушка подпрыгнула к мухомору. Катя пододвинула стул к столу. Мяч подкатился к воротам. Корабль подплыл к пристани. Ученик подошел к учителю.

(Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы – антонимы и называет «маленькое слово» в обоих предложениях без ошибок).

Упражнение № 9 «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Цель: упражнять детей в подборе слов – антонимов, активизировать их употребление в речи.

Материал: мяч.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.

1) День, утро, добро, друг, мир, жара, радость, правда.

2) Большой, высокий, горький, новый, острый, чистый, хороший, смелый.

3) Близко, редко, медленно, легко, плохо, светло, тихо, трудно.

Упражнение № 10 «Сравни наоборот».

Цель: уточнить понимание детьми значений противоположных слов, упражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.

Используются слова: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее.

Воспитатель: сравни грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Ребенок: Грузовик больше, чем такси. Такси меньше, чем грузовик.

Далее дети сравнивают следующие пары:

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?

Упражнение № 11 «Превращения».

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу, учить соотносить ситуации и подбирать к ним картинки.

Материал: два набора картинок разных по содержанию: заколдованные (грязные ботинки, грязная посуда, неубранная постель, девочка плачет, мальчик ломает постройку, дедушка болен) и расколдованные (чистые ботинки, чистая посуда, убранная постель, девочка смеется, мальчик строит постройку, дедушка здоров).

Воспитатель: Давайте расколдуем картинки, которые заколдовал злой волшебник. Сделать это можно так: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной и назвать слова – «неприятели». Вот так: берем картинку «грязные ботинки», находим расколдованную «чистые ботинки» и кладем ее сверху. Находим слова – «неприятели» : грязные – чистые.

Упражнение № 12 «Я начну, а ты закончи».

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, в составлении предложений с ними, расширять активный словарь детей.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, подбирая подходящие по смыслу слова – «неприятели».

Деревья в лесу высокие и (низкие). Кашу варят густую и (жидкую). Звери бывают смелые и (трусливые). Лекарства делают горькие и … (сладкие). Морковь можно есть сырую и (вареную). Яблоки бывают мелкие и (крупные).

Упражнение № 13 «Кто внимательный?»

Цель: учить детей слышать и выделять на слух слова антонимы, активизировать их употребление в речи, обогащать словарь детей.

Воспитатель: Какие вы знаете пословицы? (дети вспоминают знакомые пословицы). Я тоже знаю пословицы, в них есть разные слова. Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и быстро найдет слова – «неприятели».

- Готовь сани летом, а телегу зимой. ( Дети находят антонимы и называют их: летом – зимой).

- труд кормит, а лень портит.

- Глазами плачет, а сердцем смеется.

- Слушай больше, говори меньше.

-Умел начать, умей окончить.

- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

- Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

Примечание:

После выявления двух противоположных слов, целесообразно провести работу над пониманием смысла слов.

Публикации по теме:

Речевые проблемы у детей и способы их преодоления. Беседа с родителями Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать? Что делать если они все же обозначились? Кто-то из психологов заметил, что ребенок.

Речевые игры как средство развития мышления детей Мышление является одним из важных процессов познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление.

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Проект «Олимпийские игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Педагогический проект " Олимпийские игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста " Введение Известно, что.

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать.

Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района, Санкт-Петербурга. Е. Ю. Позднякова. Развитие связной речи является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 3)
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 15:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 3)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Молькова (УИ 389023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД