Ольга Владимировна Белокурова
Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость воспитания у детей сотрудничества ставят перед собой все современные программы дошкольного воспитания. Л. А. Венгер, Л. С. Римашевская и ряд других авторов отмечают, что именно в совместных играх наиболее эффективно формируется умение сотрудничать, то есть содействовать удовлетворению интересов друг друга, соблюдая интересы сторон.
Публикация «Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Старшая группа
- Темочки
В практической работе детского сада № 16 ЦРР «Яблонька» города Нытва для развития навыков сотрудничества используются русские народные подвижные игры, так как они помогают формировать у дошкольников качества, позволяющие осуществлять партнерскую деятельность с ровесниками, строить равноправные взаимоотношения, навыкам бесконфликтного общения, способность к сотрудничеству.
Это обусловлено следующими их особенностями:
1. Русские народные подвижные игры образны, многие содержат заклички, сговорки, прибаутки. Поэтому они увлекательны и интересны для детей.
2. Действия и отношения в народных играх регулируются правилами, которые могут меняться по договоренности играющих.
3. Они рассчитаны на участие группы детей и формируют способность действовать сообща. Дети учатся собираться на игру, сговариваться, объединяться для проведения игры.
Таким образом, актуальность нашей темы исходит из значимости русских народных подвижных игр как уникального средства воспитания партнерских отношений и навыков сотрудничества у дошкольников.
Организация русских народных подвижных игр предполагает следующий алгоритм действий:
1. Сбор на игру.
Способ сбора на игру имеет давнюю традицию. Чтобы найти партнера по игре использовались приговоры-зазывалки: «Скачет, пляшет воробышек», «Тай-тай-налетай», и другие.
2. Распределение ролей в игре.
Для определения ведущего, разделения на 2 команды или распределения ролей применяются жеребьевки, считалки и сговорки. Они также служат самоорганизации детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.
Сговорки применяются в виде игры, когда надо разделиться на 2 команды. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывая названия: один, например, называет себя «сорокой», а другой - «Змеем-Горынычем». Можно придумать смешные клички, например «Степан – великан, усатый таракан». Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети подходят к ним и спрашивают:
«Конь вороной остался под горой
Какого коня, сивого или златогривого?»
Сам процесс выбора – увлекательная игра перед игрой.
Считалки - короткие рифмованные стихи. Г. С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки.
Жеребьевки предполагают использование жребия, то есть условного предмета. Кто вытянет жребий, тот водящий.
3. Проведение игры и подведение итогов.
С давних пор существуют способы, позволяющие без ссор и споров начать игру. Чтобы погасить ссору, использовалась мирилка, дошедшая до наших дней. («Мирись, мирись, больше не дерись»).
Очень популярным способом выбора водящего является «чикание» («камень, ножницы, бумага», или способ, когда игроки «конаются» (перехватывают по очереди руками палку). Более простой способ – угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка с узелком? Которая из двух палочек короче? Так можно решить, какой команде начать игру.
Большое значение для развития успешных совместных действий является правильное обсуждение результатов игры. Необходимо, чтобы достигнутый результат дети расценивали как совместный, могли оценить собственный вклад в общее дело, радовались за совместный успех или сожалели о том, что не получилось, рассуждали, как можно эффективнее провести игру в следующий раз.
Работа по данной теме состояла из подготовительного, основного и итогового этапов:
На подготовительном этапе решали следующие задачи:
1. Создание картотеки русских народных подвижных игр, считалок, жеребьевок, сговорок, распределение их в годовом плане.
2. Проведение предварительной диагностики, позволяющей:
продиагностировать характер отношений и стиль общения детей со сверстниками;
выявить соотношение индивидуальных и групповых позиций в коллективе;
определить мотивы участия или неучастия в проводимых играх.
В данной работе проводились социометрические тесты «Два дома», «Краски в подарок», «Варежки», опросы и наблюдения. В процессе опросов и наблюдений мы выделили ряд недостатков, мешающих совместной слаженной работе детей :
-неумение ясно выражать свои мысли;
-неспособность обратиться к сверстнику по поводу собственных потребностей;
-демонстрация способностей и умений одними детьми и застенчивость в их
проявлении другими.
На основном этапе сначала учили считалки, сговорки для выбора водящего. проводили игры по сюжету с несложными правилами («Водяной», «Иван», «Дедушка Рожок»). Затем учились делиться на команды с помощью жеребьевок, то есть договариваясь между собой, работая в парах и проводили в игры, требующие объединения в малые группы (в пары и тройки) («Ушки», «Маша и Яша», «Лошадки»). В дальнейшем проводили игры по типу эстафет («Гора», «Лапти») и затем командные игры («Круговая лапта», «7камней»).
Разученные игры проводились на занятиях по физкультуре, на утренней гимнастике, на праздниках, досугах, на прогулке, в свободной деятельности.
При организации основного этапа работы соблюдали следующие условия организации:
-эмоционально объясняли цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызывали интерес к участию в ней;
-привлекали детей к планированию деятельности, распределению работы, определению обязанностей;
-выделяли этапы работы, давали возможность оценить промежуточный результат и общий успех (неуспех) команды.
В ходе организации игр учили детей следующим умениям :
Знакомство со способами приглашения к игре.
Изучение способов установления контактов с партнерами.
Развитие умения согласовывать движения и действия.
Изучение способов объединения в пары, тройки, команды.
Для поддержания дружеских отношений учили детей правилам :
1. Поддержания положительного эмоционального фона и доброжелательности.
2. Оказания поддержки и взаимопомощи.
3. Соблюдения структуры совместной деятельности.
4. Использования специальных речевых конструкций для взаимопонимания.
Итоговый этап работы включал решение следующих задач:
1. Проведение итоговой диагностики.
2. Обобщение опыта работы, составление рекомендаций для родителей, воспитателей и педагогов ДОУ.
Результаты итогового социометрического тестирования показали положительную динамику межличностных отношений детей, повысился коэффициент сплоченности детей в группе. Дети умеют самостоятельно организовать игру, умеют договориться о выборе игры, распределить роли, выбрать водящего, оценить ход игры, достаточно успешно владеют правилами общения (способами приглашения к игре, установлению контакта с партнерами, предложению или просьбе о помощи).
Дети стали более самостоятельны, реже обращаются за помощью к взрослым.
Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью русских народных подвижных игр можно успешно развивать навыки сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.