Светлана Алексеева
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта
Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной. Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Подготовительный этап Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока. Задача 1 блока — научить детей распознавать эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях. Задачи 2 блока - научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей; В задачи 3 блока входит: формирование воспроизведения ритма речи; формирование восприятия выразительности речи; формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.
Публикация «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Основной этап
Цель основного этапа — формирование эмоциональной лексики.
Основной этап состоит из трех блоков. Первый блок основного этапа включил в себя ряд следующих задач: - расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; - формирование синонимических и антонимических отношений; развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи: - обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны; - употребление слов-оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Задачи третьего блока основного этапа: - уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики; - развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий. Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем. Процесс развития эмоциональной лексики у детей с ОНР III ур. не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции этих детей в общеобразовательные школы.