МААМ-картинки

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Тамара Николаева
Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. У детей отмечается ограниченный словарный запас. Дети часто испытывают большие трудности не находя подходящих слов для высказывания. Также нарушение выражается в незнании многих слов.

Публикация «Консультация „Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.

Исследования С. Н. Шаховской показали, что у дошкольников с ОНР отмечается расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Тем не менее, потребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности.

У детей с ОНР, также как и у детей с нормальным речевым развитием отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи. Если говорить о различии между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием, то можно отметить расхождение при актуализации предикативного словаря (глаголов и прилагательных). Число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных. У детей старшего дошкольного возраста возникают трудности в назывании многих качественных прилагательных, например: узкий, кислый, низкий, гладкий, широкий и др. Не сумев назвать правильное слово, дети очень часто заменяют его на другое, близкое по смыслу. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро. У детей с ОНР, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. Среди замен прилагательных преобладают, например, такие: высокий – «длинный», низкий – «маленький», узкий – «маленький», высокий – «большой», узкий – «тонкий», короткий – «маленький», пушистый – «мягкий». Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

Также у детей старшего дошкольного возраста с ОНР возникают трудности при группировке семантически близких прилагательных. Дети часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии. Например, при выборе качественных прилагательных из серии слов : короткий, длинный, маленький – ребенок выбирает слово короткий; высокий, маленький, низкий – низкий и т. д. Это указывает на незнание ребенком точных значений прилагательных, так же о трудностях группировки на основе существенного признака, что подтверждает о несформированности семантических полей и недостаточном умении сравнивать слова по их значению.

Таким образом, дети имеющие нарушение речи, используют прилагательные, семантически далекие (низкий — разный, а дошкольники без речевых нарушений часто используют в речи прилагательные, близкие по значению. В словаре детей пяти - шести лет с ОНР часто отсутствуют притяжательные прилагательные. Это свидетельствует о несформированности языкового мышления.

Как показывают исследования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевое нарушение, но и сформировать базу для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Досуг для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Навстречу Олимпиаде» Навстречу Олимпиаде. И. Б. Заварцева, музыкальный руководитель, Е. Г. Соколова, учитель-логопед, МБУ д/с №23 «Волжские капельки» г. Тольятти.

Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность Прекрасна речь, когда она как ручеек Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: О! Как же ты красива.

Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Как известно, речь - это сложная функциональная система,.

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения.

Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Роль сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Сказка – оказывает удивительное влияние.

Система коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Под системой понимают совокупность основных компонентов образовательного и воспитательного процесса, включающих отбор материала для занятий,формы.

Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 6 октября 2015 в 18:51
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Николаева (УИ 291588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД