Лучший педагог года

Речевые игры как средство развития мышления детей

марина опалева
Речевые игры как средство развития мышления детей
▼ Скачать + Заказать документы

Мышление является одним из важных процессов познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и не возможно без нее.

Публикация «Речевые игры как средство развития мышления детей» размещена в разделах

Эти два неразрывно связанных процесса развиваются при познании ребенком окружающего мира. И одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи.

Свою работу я начала с выявления уровня развития мышления и речи детей среднего возраста. Для этого я подобрала и использовала диагностический материал, с помощью которого можно выявить уровень развития, как мышления, так и речи. При подборе диагностического инструментария использована литература, в которой диагностика базируется на требованиях «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой:

• Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /

авт. -сост. М. П. Злобенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.

• Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. /Под ред. Т. С. Комаровой, О. С. Соломенниковой; худож.

М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.

Весь диагностический материал представлен в приложении 1.

В результате диагностики выяснилось, что в группе большее количество детей имеют средний и низкий уровень мышления и речи.

Эти дети нуждаются в специально организованной работе по развитию мышления и речи. Актуальна стала цель – создать условия для развития мышления и речи детей 4-7 лет.

Научить ребенка думать нелегкая задача. Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным.

Занимательность умственного труда достигается разными методами. Я для работы с детьми выбрала практический метод – игру. Всем известно, что игра является ведущим видом детской деятельности. В игровой форме сам процесс развития мышления и речи протекает быстрее и активнее, т. к. в игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Был подобран комплекс игр, который направлен на развитие речи, расширение кругозора и развитие мышления детей.

Комплекс игр на каждый возраст составлен с учетом психолого-физиологических особенностей развития детей и учетом задач по развитию речи и мышления, с опорой на имеющийся жизненный опыт детей и ориентирован на последующее развитие речевых умений и навыков

Игры для детей младшего и среднего возраста в основном направлены на развитие наглядно-образного мышления, уточнения и закрепления словаря.

В младшем и среднем дошкольном возрасте следует:

учить классифицировать предметы по определенным признакам: цвет, форма, величина, размер, назначение;

учить группировать предметы по определенным признакам: цвет, форма, величина, назначение,

• учить устанавливать простые закономерности (младший возраст) и делать выводы (средний возраст);

• учить сравнивать предметы и выделять общие признаки;

• учить находить несоответствие, нелогичность высказывания;

• учить детей среднего возраста раскладывать целое на части (анализ) и составлять целое из частей (синтез).

В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо использовать игры, направленные на развитие самостоятельности мышления.

В старшем дошкольном возрасте следует:

• учить детей видеть предмет со всех сторон;

• выделять в предмете наиболее характерные признаки;

• выделять признаки сходства и различия с другими предметами;

• воспитывать умение классифицировать предметы;

• приучать рассуждать;

• делать правильные выводы;

• высказывать самостоятельно суждения;

• приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами;

развивать умение находить разные способы решения одной и той же задачи.

Полный комплекс игр, распределенных по возрастам, представлен в приложении 2.

Вашему вниманию я предлагаю некоторые игры данного комплекса для детей старшего дошкольного возраста, использованные в совместной деятельности с детьми и наиболее понравившиеся детям.

Описание игр.

1. «Да-нетка»

Цели:

• научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира;

развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы, учить слушать других.

Ход игры:

Перед детьми раскладываются предметные картинки, ребенок выбирает какую-либо картинку, не глядя на неё, показывает ее другим детям. И начинает задавать вопросы, чтобы догадаться, что на картинке нарисовано. Вопросы ребенок должен задавать такие, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет».

Опыт работы:

На начальном этапе – использовали схему.

Пример: Это живой объект? – Да.

Это растение? – Нет. Делаем вывод, что это животное.

Это домашнее животное? – Да.

Это животное сторожит дом? – Нет.

И т. д.

После того как правила игры усвоены, дети играют в нее самостоятельно без использования схемы.

2. «Придумай загадку»

Цели:

развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, развивать умение видеть в предмете существенные признаки;

развивать умение составлять описательный рассказ о предмете.

Ход игры:

Выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. На первом этапе используются схемы описания предмета. Оформлены следующие схемы:

• игрушки;

• одежда;

• овощи – фрукты;

• посуда;

• времена года.

Одновременно проводится игра с использованием только одной схемы. Во время знакомства детей с игрой роль водящего берет на себя взрослый. В дальнейшем водящим становится ребенок. По мере достижения цели игры, возможно усложнение по плану:

• Составление загадки в одной игре по одной схеме с опорой на схему;

• Составление загадок в одной игре по нескольким схемам с опорой на схемы;

• Составление загадок по одной теме без опоры на схему;

• Составление загадок по различным темам без опоры на схемы.

Примером может послужить загадка, составленная Валерией Ш с опорой на схему:

«Угадайте, какой это овощ? Он красного цвета, круглой или овальной формы, может быть большим, маленьким или средним, кислый на вкус, растет в огороде, его можно кушать сырым, делать салат, солить, варить, делать соус».

Игры с воспитателями по другим схемам.

3. «Парные картинки»

Цель: та же

Ход игры : для этой игры я использую два одинаковых набора картинок. Группу детей делим на две команды. Каждой команде раздаются карточки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, не показывая ее другим детям. Тот ребенок у которого есть эта картинка показывает ее. Если ответ правильный обе картинки кладутся в коробку. После того как картинки отгаданы, дети меняются местами. Меняются и картинки.

4 «Сказки на изнанку»

Цель: развивать творческое мышление, учить придумывать сказки из уже знакомых, доводить сказку до логического конца.

Развитие связной речи.

Ход игры : для этой игры я использую сказки для фланелеграфа, кукольный театр, пальчиковый театр. Предлагаю детям сочинить новую сказку, в которой герои меняются характерами. Можно предложить поменять героев местами.

5 «Похож- не похож»

Цель игры : учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства

Развивать связную речь, учить отражать в речи

Ход игры : для этой игры я использую предметны картинки. На первом этапе я предлагаю детям для сравнения картинки одной группы. Например: овощи. Сравним огурец и помидор.

Похожи: растут в огороде, овощи содержат витамины, полезны для человека, для роста им нужна влага, свет.

Не похожи: помидор красный, а огурец зеленый; помидор круглый, а огурец овальный.

На втором этапе я детям предлагаю картинки разных групп. Например: сравним помидор и мяч

Похожи: помидор круглый, мяч тоже; помидор красный, мяч тоже красный.

Не похожи: помидор это овощ, а мяч это игрушка; помидор съедобный а мяч нет. И. т. д.

6. «И это хорошо, и это плохо»

Цель: развивать умение высказывать свои мысли.

Ход игры : для этой игры я использую двухстороннюю палочку, с одной стороны синяя, с другой белая.

Белый цвет означает – хорошо, а синий плохо.

Если палочка повернута вверх белым цветом, то о предмете нужно говорить хорошо, а если синим плохо.

Например слово лес

Хорошо: в лесу свежий воздух, в лесу растут грибы, ягоды

Плохо: в лесу можно заблудиться, в лесу есть клещи, кусаются комары.

7 «Цепочка ассоциаций»

Цель: формировать способность устанавливать связи между предметами, развивать связную речь, развивать умение высказывать свои мысли.

Ход игры : взрослый говорит слово «письмо», а ребенок должен назвать слово которое у него ассоциируется с этим предметом. Например слово «Бумага». следующий ребенок называет слово «газета»,следующий «новости», «телевизор» и. т. д.

Литература

1. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /

авт. -сост. М. П. Злобенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.

2. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под ред. Т. С. Комаровой, О. С. Соломенниковой; худож. М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.

3. Селиверстов В. И «Речевые игры с детми» - Москва: Владос, 1994г.

4. Ушакова О. С «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» - Москва: Творческий Центр «Сфера», 2003 г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей. Тема: Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей.Консультация для воспитателей. Тема: Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей. В КОПИЛКУ ПЕДМАСТЕРСТВА ТЕМА: Театрализованные игры как средства эмоционально — личностного развития детей. Театрализация, пожалуй, стоит.

Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возрастаПесочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры как средство развития мышления детей
Опубликовано: 10 июня 2015 в 08:16
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры как средство развития мышления детей» (включая файлы) размещена пользователем марина опалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД