марина опалева
Речевые игры как средство развития мышления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление является одним из важных процессов познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и не возможно без нее.
Публикация «Речевые игры как средство развития мышления детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Эти два неразрывно связанных процесса развиваются при познании ребенком окружающего мира. И одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи.
Свою работу я начала с выявления уровня развития мышления и речи детей среднего возраста. Для этого я подобрала и использовала диагностический материал, с помощью которого можно выявить уровень развития, как мышления, так и речи. При подборе диагностического инструментария использована литература, в которой диагностика базируется на требованиях «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой:
• Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /
авт. -сост. М. П. Злобенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.
• Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. /Под ред. Т. С. Комаровой, О. С. Соломенниковой; худож.
М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
Весь диагностический материал представлен в приложении 1.
В результате диагностики выяснилось, что в группе большее количество детей имеют средний и низкий уровень мышления и речи.
Эти дети нуждаются в специально организованной работе по развитию мышления и речи. Актуальна стала цель – создать условия для развития мышления и речи детей 4-7 лет.
Научить ребенка думать нелегкая задача. Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным.
Занимательность умственного труда достигается разными методами. Я для работы с детьми выбрала практический метод – игру. Всем известно, что игра является ведущим видом детской деятельности. В игровой форме сам процесс развития мышления и речи протекает быстрее и активнее, т. к. в игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Был подобран комплекс игр, который направлен на развитие речи, расширение кругозора и развитие мышления детей.
Комплекс игр на каждый возраст составлен с учетом психолого-физиологических особенностей развития детей и учетом задач по развитию речи и мышления, с опорой на имеющийся жизненный опыт детей и ориентирован на последующее развитие речевых умений и навыков
Игры для детей младшего и среднего возраста в основном направлены на развитие наглядно-образного мышления, уточнения и закрепления словаря.
В младшем и среднем дошкольном возрасте следует:
• учить классифицировать предметы по определенным признакам: цвет, форма, величина, размер, назначение;
• учить группировать предметы по определенным признакам: цвет, форма, величина, назначение,
• учить устанавливать простые закономерности (младший возраст) и делать выводы (средний возраст);
• учить сравнивать предметы и выделять общие признаки;
• учить находить несоответствие, нелогичность высказывания;
• учить детей среднего возраста раскладывать целое на части (анализ) и составлять целое из частей (синтез).
В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо использовать игры, направленные на развитие самостоятельности мышления.
В старшем дошкольном возрасте следует:
• учить детей видеть предмет со всех сторон;
• выделять в предмете наиболее характерные признаки;
• выделять признаки сходства и различия с другими предметами;
• воспитывать умение классифицировать предметы;
• приучать рассуждать;
• делать правильные выводы;
• высказывать самостоятельно суждения;
• приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами;
• развивать умение находить разные способы решения одной и той же задачи.
Полный комплекс игр, распределенных по возрастам, представлен в приложении 2.
Вашему вниманию я предлагаю некоторые игры данного комплекса для детей старшего дошкольного возраста, использованные в совместной деятельности с детьми и наиболее понравившиеся детям.
Описание игр.
1. «Да-нетка»
Цели:
• научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира;
• развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы, учить слушать других.
Ход игры:
Перед детьми раскладываются предметные картинки, ребенок выбирает какую-либо картинку, не глядя на неё, показывает ее другим детям. И начинает задавать вопросы, чтобы догадаться, что на картинке нарисовано. Вопросы ребенок должен задавать такие, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет».
Опыт работы:
На начальном этапе – использовали схему.
Пример: Это живой объект? – Да.
Это растение? – Нет. Делаем вывод, что это животное.
Это домашнее животное? – Да.
Это животное сторожит дом? – Нет.
И т. д.
После того как правила игры усвоены, дети играют в нее самостоятельно без использования схемы.
2. «Придумай загадку»
Цели:
• развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, развивать умение видеть в предмете существенные признаки;
• развивать умение составлять описательный рассказ о предмете.
Ход игры:
Выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. На первом этапе используются схемы описания предмета. Оформлены следующие схемы:
• игрушки;
• одежда;
• овощи – фрукты;
• посуда;
• времена года.
Одновременно проводится игра с использованием только одной схемы. Во время знакомства детей с игрой роль водящего берет на себя взрослый. В дальнейшем водящим становится ребенок. По мере достижения цели игры, возможно усложнение по плану:
• Составление загадки в одной игре по одной схеме с опорой на схему;
• Составление загадок в одной игре по нескольким схемам с опорой на схемы;
• Составление загадок по одной теме без опоры на схему;
• Составление загадок по различным темам без опоры на схемы.
Примером может послужить загадка, составленная Валерией Ш с опорой на схему:
«Угадайте, какой это овощ? Он красного цвета, круглой или овальной формы, может быть большим, маленьким или средним, кислый на вкус, растет в огороде, его можно кушать сырым, делать салат, солить, варить, делать соус».
Игры с воспитателями по другим схемам.
3. «Парные картинки»
Цель: та же
Ход игры : для этой игры я использую два одинаковых набора картинок. Группу детей делим на две команды. Каждой команде раздаются карточки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, не показывая ее другим детям. Тот ребенок у которого есть эта картинка показывает ее. Если ответ правильный обе картинки кладутся в коробку. После того как картинки отгаданы, дети меняются местами. Меняются и картинки.
4 «Сказки на изнанку»
Цель: развивать творческое мышление, учить придумывать сказки из уже знакомых, доводить сказку до логического конца.
Развитие связной речи.
Ход игры : для этой игры я использую сказки для фланелеграфа, кукольный театр, пальчиковый театр. Предлагаю детям сочинить новую сказку, в которой герои меняются характерами. Можно предложить поменять героев местами.
5 «Похож- не похож»
Цель игры : учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства
Развивать связную речь, учить отражать в речи
Ход игры : для этой игры я использую предметны картинки. На первом этапе я предлагаю детям для сравнения картинки одной группы. Например: овощи. Сравним огурец и помидор.
Похожи: растут в огороде, овощи содержат витамины, полезны для человека, для роста им нужна влага, свет.
Не похожи: помидор красный, а огурец зеленый; помидор круглый, а огурец овальный.
На втором этапе я детям предлагаю картинки разных групп. Например: сравним помидор и мяч
Похожи: помидор круглый, мяч тоже; помидор красный, мяч тоже красный.
Не похожи: помидор это овощ, а мяч это игрушка; помидор съедобный а мяч нет. И. т. д.
6. «И это хорошо, и это плохо»
Цель: развивать умение высказывать свои мысли.
Ход игры : для этой игры я использую двухстороннюю палочку, с одной стороны синяя, с другой белая.
Белый цвет означает – хорошо, а синий плохо.
Если палочка повернута вверх белым цветом, то о предмете нужно говорить хорошо, а если синим плохо.
Например слово лес
Хорошо: в лесу свежий воздух, в лесу растут грибы, ягоды
Плохо: в лесу можно заблудиться, в лесу есть клещи, кусаются комары.
7 «Цепочка ассоциаций»
Цель: формировать способность устанавливать связи между предметами, развивать связную речь, развивать умение высказывать свои мысли.
Ход игры : взрослый говорит слово «письмо», а ребенок должен назвать слово которое у него ассоциируется с этим предметом. Например слово «Бумага». следующий ребенок называет слово «газета»,следующий «новости», «телевизор» и. т. д.
Литература
1. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста /
авт. -сост. М. П. Злобенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.
2. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под ред. Т. С. Комаровой, О. С. Соломенниковой; худож. М. В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
3. Селиверстов В. И «Речевые игры с детми» - Москва: Владос, 1994г.
4. Ушакова О. С «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» - Москва: Творческий Центр «Сфера», 2003 г.