Раисия Кашкова
Речевые игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры для дошкольников
Речь ребенка развивается во всех видах деятельности. Главной и ведущей формой является игра.
В детском саду в группах имеется много игр и пособий для развития речи.
Публикация «Речевые игры для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Но вашему вниманию представляем игры, которые не надо специально готовить или приобретать, они находятся во всех детских садах и всегда находятся под рукой, важно иметь только фантазию и смекалку, чтобы обычные игрушки стали интересными и полифункциональными и максимально способствовали развитию детей, а именно, развитию речи детей – это такие игры, как «Лото», кубики и мячи.
Предлагается игра «Лото». Картинки раскладываются по группам, но при этом дети рассказывают о своих действиях. Например, ведущий показывает картинку и спрашивает: «Кому нужна сыроежка?» Ребенок: «Мне нужна сыроежка, потому что это гриб. Я беру гриб и кладу на гриб». Цель игры может быть разной – это и развитие словаря, развитие связной речи, это и упражнение в правильном произношении звуков.
Следующее лото – это дидактическая игра «Речевое лото». Цель игры : дифференциация звуков, на экране – это гласные звуки А, У. Можно дифференцировать другие звуки, согласные, например, Р и Л, или мягкий согласный и твердый согласный; соответственно подбирается картинный материал и буквы, далее упражняется в правильном произношении детьми этих звуков в словах, развивается слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, просодическая сторона речи, артикулярная моторика и мелкая моторика рук.
Следующая игра «Логопедическое лото»
Материал игры состоит из листка бумаги, разделенный на девять окошечек и картинок из лото. Игра может быть использована воспитателями, учителями-логопедами в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Варианты данной игры многочисленны, направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
Целью игры могут быть : обогащение словаря, автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия, формирование слоговой структуры слова, навыка звукового анализа, развитие психических процессов: сообразительности, наблюдательности.
Название игры может исходить от цели: например, обогащение словаря и автоматизация звука «Назови картинку», формирование слоговой структуры слова «Найди слова с одним слогом (с двумя и т. д.)», «Разложи по слогам» - раскладывание картинок по клеточкам и т. д.
Задачи могут быть такие:
- развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
- правильное употребление существительных в родительном падеже, творительном падеже единственного числа;
- согласование прилагательных с существительными;
- формирование слоговой структуры слова;
- определение места заданного звука в словах;
- составление предложений с данными словами;
- развитие внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Речевые игры с кубиками.
Предлагаем игру с обычными строительными кубиками. Игра называется «Чей дом выше?». Детям предлагается построить этажи дома из слов, например с тремя звуками – дом, мак, рак и т. д. – этаж из трех кубиков. Кто придумает больше слов, у того дом выше, тот и побеждает. Другой вариант игры – построить этажи из слов с одним слогом или с двумя слогами (усложнение идет постепенно). Следующий вариант – «Придумай предложения из двух (трех, четырех) слов» и строим этажи. Можно придумать еще другие варианты игр с обычными строительными кубиками. Дети с увлечением играют в эти игры, тем более они соревновательного характера. В ходе этой игры у детей развиваются все компоненты речи (и лексика, и грамматика, и фонетика, и произносительная сторона речи, и связная речь, развиваются и психические процессы: внимание, память, мышление.
Очень интересно и увлекательно проходят речевые игры с мячами. Их множество, можно проводить и индивидуально, и подгруппами, и со всей группой, с перебрасыванием, «мяч по кругу», с подбрасыванием, с отхлапыванием. Например:
«Ловко мне мяч бросай и животных называй», «Я знаю три названия животных (фруктов, овощей и т. д)»,
«Я знаю три названия слов со звуком (р, л)», «три имени с определенным звуком», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук», «Бывает – не бывает», «Кто чем занимается?», «Кто как передвигается», «Что за чем?», «Лови, бросай, дни недели называй». Игры с мячами проходят весело, направлены на развитие умственных, психических и физических способностей ребенка.
Интересно проходит игра «Словесный ком». Она обычно проводится для автоматизации звуков, при этом развиваются фонематические процессы, активный словарь, память, мышление, воображение.
Интересно проходит игра «Словесный ком». Мяч передается по кругу, называются слова на определенный звук, при этом повторяются все предыдущие слова. Эта игра обычно проводится для автоматизации звуков в словах, при этом развиваются фонематические процессы, активный словарь, память, мышление, воображение.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно–развивающей средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.