Наталья Осадченко
Речевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры
«Хлебец» (народная сказка)
Цель: закрепить умение реагировать на сообщения и вопросы.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, встают друг за другом (пара за парой). Игрок без пары – хлебец. Он стоит на некотором расстоянии от остальных игроков и выкрикивает: «Пеку – пеку хлебец». Стоящая последней пара спрашивает: «А выпечешь?».
- «Выпеку!».
- «А убежишь?».
- «Посмотрю!».
Публикация «Речевые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
После этих слов дети последней пары бегут по разным сторонам от колонны. С целью соединиться впереди колонны. Хлебец пытается поймать одного из них до того, как они соединят руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным игроком образует новую пару, которая стоит впереди колонны. Оставшийся без пары становится хлебцем. Игра повторяется в том же порядке. «Волк» (подвижная игра)
Цель: закрепить умение выражать просьбу и отвечать на нее.
Ход игры. Все играющие, за исключением одного ребёнка, овцы. Они просят волка отпустить их в лес погулять:
- Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!
Волк отвечает:
- Гуляйте, да только траву не щиплите, а то спать будет не на чем.
Овцы сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание и поют:
- Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик…
Волк, увидев это, грозно рычит:
- Пощипали травку! Ну же!
Попадете мне на ужин!
Волк бежит по поляне и ловит овец. Пойманный ребёнок становится волком, игра возобновляется.
«Кошка и мышка» (подвижная игра)
Цель: учить задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры. Игру ведут двое детей: один – кошка, другой – мышка. Остальные дети стоят в кругу, внутри которой кошка и мышка ведут диалог:
- Мышка, мышка, где была?
- В кладовой.
- Что там делала?
- Сыр ела.
- А мне оставила?
- Не оставила.
- А где ложечку положила?
- Под бочку сунула.
- А куда кувшин поставила?
- Шла по камешкам, напала злая собака, я уронила кувшин и разбила.
- Тогда я буду тебя ловить.
- Я убегу.
Дети берутся за руки и поднимают их вверх. Кошка гонится за мышкой. Если ей удается поймать мышку, кошка назначает следующую пару игроков. Если мышка оказалась проворнее, то распределение ролей достается ей. «Змея» (подвижная игра)
Цель: учить вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на него.
Ход игры. Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:
- Я змея, змея, змея.
Я ползу. Ползу. Ползу.
Будь моим хвостом!
- Хорошо.
- Ну, тогда пролезай.
После этих слов участник пролезает под ногами водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе о своим хвостом приближается к другому ребёнку и вновь произносит слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в хвосте.
«Стадо» (подвижная игра).
Цель: учить вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.
Ход игры. Дети выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы. У них два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
- Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле.
Погулять по воле!
Пастух отвечает:
-ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Я вас в поле поведу.
Травку кушайте
Да пастушка слушайте!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» бегут в дом; все, кого поймал волк (коснулся рукой, выходят из игры.
«Сумей отказаться» (словесная игра)
Цель: учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение).
Ход игры. Водящий по очереди обращается к каждому игроку с побуждением, провоцируя детей на вежливый отказ.
- Выбери из этих щеток в стакане самую и почисти зубы.
- Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.
- Урони эту чашку на пол!
- Простите, я не могу этого сделать: мне жаль бить чашки.
- Крикните громко: я самый ловкий!
- Простите, я не могу, ведь я не хвастун.
Водящему при этом можно присвоить какую – либо роль, например Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т. д.
«Фанты» (словесная игра)
Цель: развивать умение так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа, и осознанно отбирать слова, избегая «запретных».
Ход игры. Ведущий обходит играющих, произносят такие слова:
- Нам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он задает разные вопросы, стараясь спровоцировать отвечающего на произнесение одного из запрещенных слов. Ведущий ведет примерно такой разговор: - Что продается в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
- Мягкий.
- А какой ты больше любишь: черный или белый?
- Всякий. и т. д.
Тот, кто произнесет запрещенное слово, отдает водящему фант. «Да» и «нет» (словесная игра)
Цель. Знакомить с вопросами как формой приобретения информации, знаний, активизации речи.
Материал. Семь – восемь предметов различного назначения: игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры. Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой – нибудь предмет, но мне не говорите. Я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» и «нет». Все поняли?»
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы: «Этот предмет нужен в хозяйстве? Его едят? Его надевают на тело? Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с? Он круглый? Он коричневый?» и т. П.
Нужно придерживаться определенной логики: назначение предмета, его расположение, внешние признаки.
«А теперь меняемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Затем можно предложить двоим – троим детям загадать предмет.
«Угощайся пирожками» (словесная игра)
Цель. Учить предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение, закреплять умение изменять существительные по падежам.
Материал. Картинки, изображающие яблоки, картофель, капусту, клубнику, бруснику и т. д.
Ход игры. Перед игрой дети рассматривают картинки, закрепляют название изображения овощей, фруктов, ягод.