Елена Дмитриева
Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры дошкольников
Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».
Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Речевое развитие включает прежде всего речь воспитателя, а также систематические занятия, игры, беседы, игровые упражнения, организацию в группе уголка речевого развития.
На современном этапе решаются основные задачи речевого развития :
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- практическое овладение детьми нормами речи.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- формировать речь в совместной деятельности взрослого с детьми;
- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей;
- ежедневно проводить индивидуальное речевое общение с ребенком.
В совместной деятельности взрослого с детьми налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Я организовываю совместные действия так, чтобы вызвать детей на речевое взаимодействие или нахожу живые, доступные для них поводы для общения. В процессе совместной деятельности я не ставлю задач прямого обучения речи, как это делаю на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Дети говорят только то, что хотят сказать, а не то, что я спланировала.
Ежедневно провожу индивидуальную работу по развитию речи с детьми, которые нуждаются в исправлении недостатков речи: разучивание потешки, небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука, составление описательного рассказа по картинке, повторение прочитанных ранее сказок, рассматривание иллюстраций известной сказки, вспоминаем слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии и т. п.
Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей. В своей работе применяю игры – драматизации. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации, в процессе которого ребенок связывает слово с действием, слово приобретает конкретное содержание, обогащается словарный запас, развивается связная речь. Благодаря систематическому использованию игры – драматизации дети стали меньше допускать грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений.
В группе организован уголок для театрализованных игр. В нем отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, настольного театра, костюмов для игр-драматизаций. Для разыгрывания сказки используем фланелеграф. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются. Большинство детей научились правильному речевому дыханию, использовать силу и высоту своего голоса, улучшилась артикуляция.
В сюжетно-ролевых играх мощным стимулом обучения говорить чисто и правильно является желание получить роль. Дети, играя роль, следят за правильностью, выразительностью, ясностью и чистотой своей и чужой речи. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В процессе игры постоянно побуждаю детей к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т. д. Сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин». Например, все дети с удовольствием играют в продавца и покупателей, в доктора и пациентов. Эти игры развивают у детей речь и навыки общения друг с другом, способствуют правильному и гармоничному развитию, помогают подготовить ребенка к взрослой жизни, учат его творчески мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального поведения. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они очень эмоциональны, увлекательны. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, коммуникативные навыки.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. Подвижные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Они пополняют словарный запас, обогащают речь детей, развивают речевую и двигательную активность.
В нашей группе оформлен уголок речевого развития, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.
Принципы организации речевого уголка :
наполняемость;
разнообразие материала;
соответствие возрасту;
доступность;
системность;
эстетика оформления
Речевой уголок содержит материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется, обновляется.
Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр :
1. Картотека артикуляционных упражнений
2. Картотека дыхательных упражнений
3. Картотека пальчиковых игр
4. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (физминутки)
5. Картотека словесных дидактических игр
6. Пособия для подготовки к обучению грамоте, развитию речи
7. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)
8. Тематические альбомы
9. Художественная литература
10. Предметные, сюжетные картинки для составления рассказов
11. Карточки:
а) с изображением инструментов;
б) с изображением профессий;
в) с изображением животных.
Одним из главных условий качества речевого уголка является заинтересованность воспитателя в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.