Галина Выхрыстюк
Речевые игры на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ!
Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени.
Отправляйтесь на прогулку в парк и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. Гуляя по парку наблюдайте, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.
Помогите ребёнку запомнить приметы осени : - Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. - Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. - Начался листопад. - Исчезли насекомые. - Собираются в стаи и улетают на юг птицы. - Дни стали короче, а ночи длиннее. - С полей и из садов убирают урожай. - Люди стали теплее одеваться.
Публикация «Речевые игры на тему „Осень“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Во время прогулки обращайте внимание на отдельные детали окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой ребенка по коре дерева.
Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».
Поиграйте с ребенком в игры на тему «Осень», которые способствуют не только развитию речи, но и развитию памяти, внимания, мышления, воображения.
Игра «Чудесный мешочек» Задачи: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь. Атрибуты: Мешочек, муляжи или натуральные овощи и фрукты. Ход игры : Взрослый показывает мешочек и говорит:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Ребёнок складывает в мешочек овощи и фрукты. Далее берёт из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достаёт. После этого разделяет по группам «Овощи», «Фрукты».
Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Задачи: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: Корзина, картинки фруктов.
Ход игры : Ребенок берет овощ или фрукт из корзинки, называет его и говорит, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта или овоща. Например: «Это яблоко. Из него получается яблочный сок», «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.
Игра «С какого дерева лист?»
Задачи: Совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев и осенние листья этих деревьев (берёзы, тополя, дуба, клёна, осины, рябины,
Ход игры : Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Ребенок должен
разложить листья на своё дерево.
Игра «Какой лист?»
Задачи: Совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры : В корзине листья различных деревьев. Ребенок достает листок, говорит, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».
Игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: Закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание.
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры : читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или
фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы, которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
По грибы
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
Фрукты
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки,и груши.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо,осень!» скажем.
Игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры : взрослый читает,а ребенок добавляет слова.
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).