Екатерина Лохова
Консультация «Речевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Речевые игры»
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть».
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Публикация «Консультация „Речевые игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребёнка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:
-созданию психологической готовности детей к речевому общению;
-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр позволяет достичь следующих целей:
формирование определённых навыков;
развитие речевых умений;
обучение умению учиться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание (в сфере становления собственного языка);
запоминание речевого материала.
Словарь детей обогащается, происходит совершенствование грамматического строя речи; осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.
В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, с группой детей или индивидуально. За два года работы подобралась небольшая картотека речевых игр. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
Для детей от 3х лет:
«Кто детеныш». Предложить детям назвать детенышей животных и птиц.
«Раскрась и назови». Предложить детям раскрасить предметы, озвучивая свои действия.
«Обведи и назови». Предложить ребенку самостоятельно обвести контуры предметов, комментируя свои действия.
«Один - много». Предложить ребенку назвать предметы во множественном числе.
«Назови ласково». Предложить ребенку назвать вещи в уменьшительно-ласкательной форме.
«Что есть - чего нет». Вы называете предмет, который у вас имеется, а ребенок отвечает, что данного предмета у него нет. Необходимо следить за тем, чтобы малыш правильно употреблял грамматические формы.
Для детей 5-6 лет:
«Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов (Пирожное сладкое, а лекарство)
«Федорино горе» Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умение согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа. (Читаем отрывок «Федорино горе», затем просим ребенка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего теперь у нее нет.)
«Незнайкины ошибки» Цель: развитие слухового внимания, умение согласовывать слова в предложении.
Таким образом, развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.