Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом»

Ольга Николаевна Свечникова
Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом»
▼ Скачать + Заказать документы

консультация для педагогов

Речевые игры

с мячом

МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы

учитель-логопед О. Н. Свечникова

г. Югорск

Игры с мячом в логопедической коррекции

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

Публикация «Консультация для педагогов „Речевые игры с мячом“» размещена в разделах

В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

• пластмассовые

• резиновые

• надувные

• из папье-маше и т. д.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:

• ярким

• легким

• прыгучим

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии

развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве

помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи

регулируют силу и точность движений

движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)

игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей

развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

Все это является:

• необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов

• оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков

Зная уровневую теорию организации движений (по Н. А. Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.

А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

• тремор органов артикуляционного аппарата

• тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения

При нарушениях:

• неловкость

• трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги)

• ослабление выразительности движений и мимики

• обедняется голос

• при письме разновысокие буквы

Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

Есть два подуровня:

С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения

С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения

При нарушениях:

• порезы

• нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)

Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений

Обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:

• апраксия и диспраксия

• нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право)

• затруднена выработка любого двигательного навыка

Е. Уровень символической организации

С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.

По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга:

50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедов, можно разделить на следующие виды:

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)

Можно:

использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука

подбирать их по цвету

вводить с их использованием элементы самомассажа

Упражнения:

сжимание мячика

обхват пальцами

прокатывание

прокатывание между пальцами

разминание между ладонями

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.

1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2. «Дождик» - прокатывание шариков

3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5. «Спираль»

6. «Кто быстрее?»

7. «Снежинки»

8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10. «Угощение» - использование съемных картинок

11. «Машина и стрекоза»

12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:

прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении

выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)

попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)

комплексы упражнений для ног с элементами массажа

рисование мячом фигур на полу

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры :

«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха

«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

«Тихо – громко»

Игры с передачей мяча : «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков, «Звуковая цепочка»

Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры :

«Мяч бросай и животных называй»

«Я знаю 3(5) названий животных» …

«Животные и их детеныши»

«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

«Подскажи словечко»

«Скажи ласково»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано»

«Лови да бросай – цвета называй»

«Третий лишний»

«Какой по форме»

«Один – много» (множественное число)

«Бывает – не бывает»

«Кто кем был»

Публикации по теме:

Игры с мячом по развитию речи Методическая разработка Игры с мячом по развитию речи Пояснительная записка В пособии раскрывается значение использования дидактических.

Консультация для педагогов «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников» Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами,.

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры в помощь здоровью и развитию речи» Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее и укрепляющее развитие для людей любого возраста и тем более для детей. Влияние мануальных.

Консультация для педагогов «Значение народной игры в развитии детей» Как только ребенок рождается, он сразу начинает познавать и осваивать окружающий мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться.

Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры» Консультация для воспитателей. Тема: «Речевые дидактические игры» (дошкольный возраст) Автор: Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

Логопедические игры с мячом Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего.

Консультация для педагогов «Пальчиковый игры»Консультация для педагогов «Пальчиковый игры» С помощью пальчиковых игр развивается мелкая моторика, речевой центр ребенка. Необходимо уделять больше внимания развитию движения пальцев.

Спортивные игры с мячом «Игры с мячом» Актуальность: Особое место среди подвижных игр занимают игры с мячом. Бросание, катание мяча способствуют развитию глазомера,.

Консультация «Речевые игры» В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом»
Опубликовано: 18 ноября 2015 в 13:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Свечникова (УИ 344320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД