МААМ-картинки

Речевые и интеллектуальные игры с детьми старшего дошкольного возраста

екатерина дергачева
Речевые и интеллектуальные игры с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

РЕЧЕВАЯ ГАЗЕТА «Февраль № 7»

Специалисты советуют

Выпуск: «РЕЧЕВЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Невозможно жить на свете,

Не отдав часок газете.

Ведь газета – знает каждый

Информатор очень важный.

Поиграть с детьми хотите –

Вы в газету загляните!

«Маленькие дети… играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место». (Н. К. Крупская)

Публикация «Речевые и интеллектуальные игры с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. К сожалению, в настоящее время, живое общение чаще всего заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего, постоянно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится актуальной проблемой в современном мире.

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.

Речевые игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Речевые игры для детей 6-7 лет.

"Чьи покупки?"

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог : "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания".

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

"Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаё м вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

"Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет (жеребёнка).

Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).

Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).

Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).

Зайчиха ищет (зайчонка).

Волчица ищет (волчонка).

Ежиха ищет (ежонка).

Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Роль дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Несомненно, мы гордимся своими детьми, наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, львиная доля успеха в развитии личности ребенка, его умения общаться, интеллекта, творческих способностей, развития эмоциональной сферы зависит от родителей и педагогов. Конечно, в первую очередь – от родителей. Роль родителей в жизни ребенка трудно переоценить. Сам по себе ребенок не может родиться, вырасти, а тем более сформироваться как личность. Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать социально активную, творческую, способной к саморазвитию личность дошкольника. Развитие логического мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. А развитие логического мышления у детей является очень важным аспектом, так как оно является базой для дальнейшего обучения детей в школе. Умение рассуждать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, проектировать деятельность, выделять главное, формулировать собственные предположения и находить доказательство в их защиту необходимо детям дошкольного возраста. Как это сделать? Через игру, так как игра является одним из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Большое значение в развитии логического мышления имеют дидактические игры. Через дидактическую игру наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться словесно-логический тип мышления. Обучение в школе преимущественно направлено на развитие именно данного вида мышления. Все операции с символами (буквами, цифрами) осуществляются при помощи словесно-логического, абстрактного мышления, начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. С этой целью предлагаем вам рекомендации и дидактические игры на развитие логического мышления вашего ребенка:

1. Графические игры для развития логики

Примеры, графических игр:

• найти похожие предметы;

• убрать лишний предмет;

• раскрасить определенный предмет по заданию;

• раскрасить по образцу;

• дорисовать что-то у определенного предмета;

• найти выход из лабиринта.

2. Речевые логические игры

Речевые игры побуждают ребенка выстроить логический ряд и найти правильный ответ, они должны заставить ребенка думать.

Вы можете, например, задать своему ребенку такую задачу:

Разноцветные кораблики

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются. (Н. Ф. Виноградова)

3. Настольные игры на развитие логики

Настольные игры детям не только очень нравятся, но и являются прекрасным методом развития логики и отличным поводом собраться всей семьей за одним столом, чтобы поиграть. Ведь практически все настольные игры предполагают участие двух и более человек. Популярными настольными играми являются:

Настольная игра «НПИ Веселая логика» — пазлы, одна часто которых состоит из целого, а вторая из частей картинки. Нужно соединить обе. Игра развивает образное мышление, логику, воображение.

4. Головоломки для детей

Головоломки для детей тренируют память, внимание, логику. Название этих заданий уже говорит о том, что придется хорошо подумать, чтобы найти ответ.

В задании могут быть следующие вопросы:

• найти отличия;

• найти выход из лабиринта;

• найти определенные фрагменты;

• ребусы и многое другое.

Пример головоломки: на картинке найти тот домик, из деталей которого можно построить такой же, как на рисунке у мальчика.

5. Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

6. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

7. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

8. Загадки. Задачи – шутки.

9. Игры со счетными палочками.

10. Разгадывание ребусов.

11. «Неправильные» сказки.

Работа с ребёнком должна проводиться систематически.

Не бойтесь играть со своим малышом, и тогда с вашей помощью он вырастет социально активной, творческой, способной к саморазвитию личностью.

Желаем успеха!

Литература:

1. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.

2. Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи» СПб., Детство-пресс, 1999г.

3. Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи", N 6, 2000 г

4. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.

5. Тесты для дошколят «Мышление».-М. :ЗАО «РОСМЕН-ЭКСПРЕСС», 2008.

Материал подготовили:

учитель-логопед: Шленскова В. В.,

учитель-дефектолог: Дергачева Е. А.

Публикации по теме:

Проект сюжетно-ролевой игры — Студия дизайна «Уютный дом» с детьми старшего дошкольного возраста l. Задачи руководства: 1)- Расширение представлений об окружающем мире. Познакомить детей с профессиями: дизайнер, флорист, приемщик, заказчик,.

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста «Занимательные игры в стране Математике» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 Конспект образовательной ситуации по познавательному.

Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Сюжетно ролевая игра «Пожарный». Основные цели и задачи игровой деятельности:.

«Новогодняя гостиная». Подвижно-интеллектуальные командные игры для родителей и детей старшего дошкольного возраста Цели: предложить родителям соревнования и конкурсы, которые можно будет использовать на домашних праздниках, расширять сотрудничество, сотворчество,.

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» «Путешествие по культурным местам города Тольятти в подготовительной.

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать.

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 1) Практика работы с детьми с ОНР показывает, что у этих детей очень часто наблюдается бедность словаря, значительное отставание от нормы.

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 3) Ш направление – подбор слов с противоположным значением (антонимов). Цель: обогащение словаря детей путем углубления понимания слов с противоположным.

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 2) II направление – образование относительных прилагательных от существительных и их употребление в речи. Цель: расширение лексического запаса.

Сценарий интерактивной игры «Тебе любимый город» с детьми старшего дошкольного возраста Интерактивная игра «Тебе любимый город» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: закрепить знания детей о своей малой Родине – городе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые и интеллектуальные игры с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 20:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые и интеллектуальные игры с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем екатерина дергачева (УИ 416052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД