Светлана Ваккер
Речевое развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре с учетом гендерного аспекта
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие
дошкольников в сюжетно-ролевой игре с учетом гендерного аспекта.
Ваккер С. А.
В настоящий момент гендерные исследования весьма популярны среди педагогов и психологов. В связи с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования» педагогам необходимо подходить к воспитанию дошкольников с учетом гендерного аспекта.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Сюжетно-ролевая игра дошкольника – способ познания мира, где происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, принцесса и т. д.). В игре происходит воспитание ребенка как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки: девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, мальчики - шумные, наполненные движением игры
В старшем дошкольном возрасте разница в речевом развитии мальчиков и девочек менее заметна, однако исследователи установили, что девочки быстрее учатся читать и скорость чтения у них заметно выше. В этот период у девочек повышается речевая активность и накапливается опыт общения, у мальчиков пик речевой активности приходится на возрастной период 6-7 лет.
Гендерный подход определяет выбор основных направлений в образовательной области «Речевое развитие» в образовательной программе ДОО.
1. Применение гендерно маркированных игр и упражнений, направленных на обогащение активного словарного запаса дошкольников.
2. Привлечение мальчиков к активному взаимодействию в играх и театрализованной деятельности.
3. Расширение представлений детей о социальных ролях мужчин и женщин в процессе сюжетно-ролевых игр.
В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. Удивительно, что ребенок, живя полной жизнью в настоящем, тем не менее устремлен в будущее. И конечно, игра – важное условие для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, приобретает гендерную направленность.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований.
В частности, воспитатель:
• понимает специфические задачи игры;
• осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;
• ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролевой игры в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле полоролевого поведения ребёнка;
• организует сюжетно-ролевую игру в небольших разнополовых группах (два-три ребёнка, со временем увеличивая число детей;
• знает особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста; развёртывает игру так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.