Ольга Алфеева
«Неречевые звуки». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
Орг. момент.
- Здравствуйте ребята!
-Первыми сядут все дети в платьях и юбочках, затем кто одет в леггинсы и футболку, затем кто одет в шорты или брючки.
- Начнем наше занятие с разминки для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я друзей считать: Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Ваня, Катя, Ангелина,
Вот Василий и Полина. Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Будем пальчики сгибать,
И опять начнем считать. Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.
Введение в тему.
-Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
-Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно они издают разные звуки.
Игра «Угадай звук».
- Я показываю, а вы внимательно слушаете и смотрите – как это звучит? («бульканье» воды, шелест бумаги, целлофанового пакета, стук кубиков, ложки в стакане, машинка едет, ножницы режут, звон ключей, будильника)
- Мы слушали звуки предметов! Что нам помогало слышать? (ушки)
- Пусть ваши ушки снова угадают звук. Закройте глазки и послушайте. (Дети должны угадать прослушанные звуки). Это звуки предметов – неречевые звуки.
Игра «Кто это?»
Раздается лай собаки, мяуканье кошки, мычанье коровы (взрослый изображает, либо голоса животных с аудио)
- Кто это?
- Как ты узнал, что это собака, кошка и корова?
Что помогло услышать? (уши)
-Животные тоже могут издавать звуки. Как и предметы, животные издают неречевые звуки.
Игра «Голоса природы» (аудиозапись природы): голоса птиц, звуки ветра, воды, дождя, листьев).
-Какие звуки вы сейчас угадывали?
- Мы слушали звуки природы! Это тоже Неречевые звуки.
- Какие звуки мы учимся различать? (неречевые звуки)
Игра «Тихо-громко» (Е. Железнова «Веселая логоритмика». «Тихо-громко»)
- Звуки бывают громкие и тихие. Давайте поиграем. Будем под громкую музыку топать ножками и тихо стучать пальчиками - под тихую музыку.
Игра «Музыкальные инструменты»
- Ребята, у меня в коробочке разные муз. инструменты (дудочка, бубен, колокольчик, барабан, погремушка и т. д.)
- Послушайте, как они звучат и отгадайте, какой это инструмент?
- Какие звуки издают музыкальные инструменты? (неречевые)
-Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент, животное или бытовой предмет звучал.
-А чем мы слушаем?
- Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Можно ли кричать друг другу в ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду. Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух.
- Ребята, как вы думаете, человек может издавать неречевые звуки? Какие? (потопать, похлопать, посвистеть)
III. Итог занятия.
- Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили?
- Какие звуки мы слушали?
Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые.
-Мне понравилось занятие, вы молодцы.
-А вам понравилось занятие?
-Занятие закончено.