Мария Игнатьева
Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают рост числа детей с речевыми нарушениями - дети стали хуже говорить. По данным обследованиям, проведенным педагогом-логопедом в нашем детском саду, было выявлено, что многие дети страдают фонетико-фонематическими нарушениями речи с разной степенью сложности. Эта проблема наиболее остро стоит у детей подготовительных к школе групп, и если ее не решить вовремя, то ребенок в будущем обрекается на трудности в школьной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателями цели в области речевого развития, такие как владение, речью как средством общения и культуры. Обогащение словаря, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, владение речью, как средством общения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, которые к концу дошкольного возраста необходимо достичь, чтобы подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Практика показывает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре особенно сюжетно-ролевой. Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.
Наблюдая за играми, мы увидели, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.
Мы поставили цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры.
Использовали дидактические игры и упражнения : «Кому что нужно для работы?», «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», «Вам письмо», а также серии дидактических игр для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «Кто больше назовет?».
Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений (простых и сложных) проводилась не только на непрерывно - образовательной деятельности, но и продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием) к самостоятельным. Покажем, это в сюжетно ролевой игре «Автобус».
Вначале педагог и дети намечают содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель берет на себя роль водителя, дети – пассажиры. Водитель объявляет остановки (каждая остановка - какой либо магазин) например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель». Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановки.
Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно: сами строят автобус, договариваются, какие игрушки и предметы могут понадобиться, кто какую роль будет выполнять, придумывают название остановок («Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Детский сад», «Почта»). Они звонят в магазин, узнают, есть ли нужный товар; в зоопарк, спрашивая, работает ли он; в поликлинику, вызывая врача.
При организации игр старались создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учетом их возможностей. Игры проводили в основном во второй половине дня, на прогулке.
На начальном этапе (сентябрь-декабрь) предлагали детям сюжетные игрушки бытового назначения – посуду, одежду, мебель, овощи, фрукты, так как с этими предметами они знакомились на непрерывно-образовательной деятельности.
Вначале взрослый принимал непосредственное участие в играх, выполняя главные, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету, возвращались несколько раз. Это давало возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель и др, научить детей самостоятельно развивать сюжет.
Например, проводится сюжетно-ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продается морковь, свёкла, лук, картофель, огурцы.
Вначале воспитатель выступает в роли продавца. Он учит детей-покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста», уточняет название овощей, обобщают понятие «овощи».
При повторении игры педагог обращает внимание на то, что дети покупают в основном морковь и её осталось очень мало. Спрашивает: «Какие еще есть овощи в магазине? Можно ли купить огурцы, помидоры, свёклу, капусту, лук?» Советует позвонить на базу и заказать еще моркови.
Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждает к высказываниям.
Правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.
В результате проведенной работе значительно расширился словарь дошкольников, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В коллективных играх они стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования воспитателей, их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.