Матлыгина Надежда Евгеньевна
Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
ФИО педагога, должность: Матлыгина Надежда Евгеньевна, воспитатель.
Форма проведения : мастер-класс
Цель: повышение компетентности педагогов по организации взаимодействия с воспитанниками младшего дошкольного возраста, направленного на формирование навыков ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
Публикация «Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
1. Актуализировать знания педагогов о методах и приемах развития ролевого диалога у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, приобщения их к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения;
2. мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при организации деятельности по формированию навыков ролевого диалога;
3. вовлечь педагогов в практическую деятельность, направленную на совершенствование собственных педагогических умений по организации взаимодействия с воспитанниками в формате сюжетно-ролевой игры с целью развития ролевого диалога.
Материалы для ведущего: мяч, клей-карандаш, мольберт, магниты, ватман с деревом, платок, посудка, сумка почтальона, 2 письма с заданиями, 3 телефонных трубки, корзиночка.
Для педагогов: для каждого конверты с разноцветным листиком, 3 цветочками, карандаши
I этап Инициация, введение в тему (2-3 мин.)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я проведу для вас мастер-класс «Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре». Надеюсь на ваше активное сотрудничество! Спасибо!
Прежде чем начать, давайте лучше узнаем друг друга. Для этого поиграем в игру «Что нас всех объединяет?». Пожалуйста, встаньте в круг. В этой игре нужно закончить фразу «нас с вами объединяет.», назвав какое-то качество или особенность, и, бросив мяч другому участнику, задать вопрос «Вы согласны?». например, «нас с вами объединяет желание узнать сегодня что-нибудь интересное. Вы согласны?» Участник, получивший мяч, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.
Коллеги, мы с вами сейчас находились в ситуации диалога. Диалог – это в первую очередь общение, разговор, когда беседуют два или несколько партнеров на какую- либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Это не просто передача информации – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к общей деятельности. Желаю нам всем сегодня плодотворного сотрудничества!
II этап Актуализация проблемы, представление опыта мастера с включением практических упражнений (10 мин.).
Становится очевидным, что в настоящее время живое общение часто уходит на второй план, заменяется общением с разнообразными гаджетами. Неуклонно увеличивается количество детей, которые не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила общения, проявить инициативу в общении. В связи с тем, что общение между сверстниками в основном проходит в рамках игрового взаимодействия, я обратилась к сюжетно-ролевой игре, как к эффективной форме организации деятельности по формированию диалогической речи, а именно ролевого диалога.
В сюжетно-ролевой игре у детей формируются :
Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге :
-соблюдение очередности в разговоре;
-выслушивание собеседника;
-спокойный доброжелательный тон.
Перед вами схема, демонстрирующая структуру сюжетно-ролевой игры (схема представлена в виде дерева на плакате). Как вы видите сюжетно-ролевая игра состоит из воображаемой ситуации, сюжета и ролевого поведения, которое выражается в специфических действиях и ролевой речи.
Представьте ситуацию, что ваши дети определились в какую игру будут играть, разобрали игровые атрибуты, организовали игровое пространство, распределили роли – но вот игрового диалога не получается. Приходилось ли вам такое наблюдать? Что произойдет, если игра не будет сопровождаться общением? Игровая ситуация обязательно сопровождается ролевым диалогом, иначе совместной игры не получится.
Уважаемые педагоги, достаньте, пожалуйста, из конвертиков листочки нашего дерева и попробуйте на них записать по конкретному приему.
(закрепляю листочки на дереве, зачитывая приемы активизации ролевого диалога)
Младшие дошкольники в формате сюжетно-ролевой игры постепенно осваивают следующие умения:
• принимать и обозначать игровую роль,
• реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку,
• развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Работая с воспитанниками младшего возраста, я осознаю, что на данном этапе взрослый является не только носителем игровых действий, но и первым помощником в развитии ролевых диалогов.
В своей практике я использую следующие приемы :
Личный пример педагога (педагог сам разыгрывает диалог и постепенно привлекает к нему воспитанников)
Вопросы педагога к детям, направленные на активизацию диалога (Ты сейчас кто? Что говорит врач больному)
Побуждение к высказыванию (Спроси у дочки она не голодная? Что советует доктор)
Использование речевого оборота «Сначала - потом». Прием обеспечивает переход от одного игрового действия к другому, а также стимулирует проговаривание собственных действий («Сначала я буду купать куклу, а потом положу ее спать»).
Игры по мотивам сказок, литературных произведений, персонажи которых выполняют однотипные действия («Репка», «Теремок», «Колобок»). Проводится с небольшой подгруппой воспитанников. Этот прием способствует развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог.
Перевоплощение
Игра «Телефон без абонента»
Неожиданное событие
2.2. Практическая деятельность (15 мин.)
В младшем возрасте у детей игра возникает на основе имеющегося опыта. Ролевое взаимодействие осуществляется преимущественно на парных ролях или как последовательность взаимодействия основного персонажа с другими однотипными персонажами.
- Уважаемые коллеги. Приведите, пожалуйста, примеры парных ролей.
- Приведите пример ролей с последовательным взаимодействием.
А сейчас, уважаемые коллеги, давайте попробуем практически отработать некоторые приемы формирования ролевого диалога.
2.2.1. Практическое упражнение «Перевоплощение»
Ввожу в ситуацию: дети играют в дочки-матери, но молчат, вся игра сводится к действию с предметами.
Игра с введением нового персонажа «Бабушка приехала!»
Организация ролевого диалога предполагает принятие детьми на себя роли. Для этого использую игровой приём «Перевоплощение». Разыгрываем знакомые детям бытовые сюжеты. Делаю акцент на использование в речи вежливых слов.
2.2.2. Практическое упражнение «Телефон без абонента»
В практике существуют игрушки, способствующие развитию ролевого диалога. Это всевозможные рации, кассы, телефоны, телевизор. Дети любого возраста любят играть с ними. Поэтому с младшего возраста считаю необходимым использовать прием «Телефон без абонента», который мы с вами сейчас отработаем на практике. Этот прием направлен на поэтапное формирование ролевого диалога с последовательным взаимодействием, основой которого является игра в телефонные разговоры.
Сейчас мы с вами разделимся на группы по цвету листочка на конверте. Каждая группа получит задание.
-Уважаемые коллеги, не забывайте, что детки у нас маленькие и основная роль принадлежит воспитателю, которого нужно выбрать в каждой группе. На подготовку даю 1-2 минуты. Вопросы есть? Все понятно?
Раздаю задания. Задания на слайде. После каждого этапа даю комментарии.
1 группа: Развернуть ролевой диалог по мотиву стихотворения К. Чуковского «Телефон» поочередно с несколькими персонажами. Принимает телефонные звонки участник, принявший на себя роль «воспитателя».
Цель 1 этапа: организовать ролевое взаимодействие с детьми на основе известного литературного текста.
2 группа: Организовать игру в телефон на основе какого-нибудь известного бытового сюжета с парными последовательными ролями. «Воспитатель» берет на себя роль продавца/врача/мамы (Магазин, Больница, Дочки-матери).
Цель 2 этапа: способствовать развитию ролевого диалога на основе известных бытовых сюжетов с парными последовательными ролями.
3 группа: Организовать игру в телефон таким образом, чтобы взрослый – «воспитатель» развернул ролевой диалог не только с каждым участником поочередно, но и стимулировал диалог детей друг с другом. (Мама - члены семьи).
Цель 3 этапа: формировать ролевой диалог не только с каждым участником поочередно, но и стимулировать их взаимодействие друг с другом.
2.2.3. Практическое упражнение «Неожиданное событие».
Предлагается найти решение по активизации ролевого общения.
Задание для 1 группы
1. От каждой группы необходимо выбрать «воспитателя».
2. Все остальные участники должны смоделировать предложенную ситуацию, в точности, как написано, используя предметы, находящиеся в нашем окружающем пространстве.
Дети играют в больницу. Врач принимает пациентов, всем без исключения дает таблетку. Прощается. Диалог детей :
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- У меня болит рука/нога/голова.
- Вот вам таблетка. До свидания!
3. «Воспитателю» нужно показать конкретное решение, чтобы выйти из данной ситуации и преодолеть стереотипы поведения и однообразия ролевого диалога.
Задание для 2 группы
1. От каждой группы необходимо выбрать «воспитателя».
2. Все остальные участники должны смоделировать предложенную ситуацию, в точности, как написано, используя предметы, находящиеся в нашем окружающем пространстве.
Две девочки играют в дочки-матери. «Мама» кормит «дочку» затем укладывает ее спать. Игра пошла по «второму кругу», «дочка» не хочет спать – «мама» настойчиво укладывает. Игра затухает. Диалог детей :
Мама: Кушай. Вот картошка.
Дочь: имитирует прием пищи. Молчит.
Мама: Все. Уже ночь. Иди спать.
Дочь: ложится. Закрывает глаза.
3. «Воспитателю» нужно показать конкретное решение, чтобы выйти из данной ситуации: развить сюжет и активизировать ролевой диалог.
Выводы: Часто у младших дошкольников приходится наблюдать стереотипность в общении. Выбирая роль, они выполняют стереотипные действия и фразы. Роль взрослого в данном случае заключается в подключении к игре воспитанников с целью разрыва стереотипа. В данном случае можно применить прием «Неожиданное событие». Который вы, уважаемые коллеги сейчас и применили.
III этап. Рефлексия (2 мин.)
Уважаемые коллеги, благодарю вас за активное участие. Нам с вами удалось в практической деятельности отработать приемы, способствующие развитию ролевого диалога в сюжетно-ролевых играх. Прошу выразить свое отношение к нашей совместной деятельности, поместив в корзинку цветы определенного цвета. Синий означает, что сегодня вы не очень довольны мероприятием и могли бы провести время с большей пользой, желтый, - не все ваши ожидания сегодня сбылись, красный,- вам все понравилось.
Спасибо вам всем за работу.
Список литературы
1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 251 с.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. -144 с.
3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. №5. – с. 51-61.
4. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. №10. – с. 82-90.