Папки-передвижки

Технология формирования профессионального самоопределения дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Мамбетова Гульдар
Технология формирования профессионального самоопределения дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Плешановский детский сад №1»

Технология формирования

профессионального самоопределения дошкольников

в сюжетно-ролевой игре

Подготовила:

воспитатель Мамбетова Г. Г.

2018

Технология формирования профессионального самоопределения дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Публикация «Технология формирования профессионального самоопределения дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития

Профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Если ребёнок и был на работе у своих папы или мамы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама – экономист. Что она делает на работе? Чай пьёт, разговаривает по телефону».

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят самолеты. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждого края, каждой области. Поэтому в детских играх часто мы видим отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям.

В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются.

В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями

. Следует обучать детей умению играть, осуществлять трудовые действия. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых должно строиться на практико - ориентированных действиях.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

Рассмотрим особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды.

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески

. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – сформированием у ребенка определенных личностных качеств.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры.

Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям.

Во второй младшей группе продолжается развитие игр, связанных с трудовой деятельностью с отражением жизни и деятельности людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше.

В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп "врача" для прослушивания больного, но он может быть и телефоном.

Развивая у детей интерес к труду взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.

Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр : напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей.

Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и

отношений, например, субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе.

В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление.

В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов

. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии.

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи.

В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка- дошкольника.

Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.

Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Успех работы по обогащению и развитию сюжетно-ролевых игр достигается, прежде всего, кропотливой, повседневной работой педагога. Познавательные возможности ребенка ограничены. Воздействие возможно через ближайшее окружение (рассказы родителей о своей работе, чтение литературы взрослыми для детей, телевидение) и целенаправленное (занятия, экскурсии и пр.) на темы профессиональной деятельности взрослых. При этом важна роль воспитателя – как человека, осуществляющего трансляцию полученных детьми знаний и впечатлений в игры, связанных с трудовой профессиональной деятельностью взрослых.

Публикации по теме:

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Я доктор»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Я доктор» Автор: Никонорова Галина Владимировна Организация игровой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с нормами.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница» Цель: формирование у детей познавательного интереса к профессии врач (доктор, медсестра, пациент, интереса к игровой деятельности, коллективной,.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Мы — пожарные»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Мы — пожарные» Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников. Задачи: 1. показать значимость профессии пожарный;.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе» За столик любой можно смело присесть, Хотите отдельно? VIP зал тоже есть! Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать.

Фотоотчёт о сюжетно ролевой игре «Парикмахерская»Фотоотчёт о сюжетно ролевой игре «Парикмахерская» Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в средней группе. Предварительная подготовка: Рассказ воспитателя о профессии парикмахера,.

Проект по обучению старших дошкольников сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»Проект по обучению старших дошкольников сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» О Одна из любимых детских игр – в «магазин». Детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра.

Проект по сюжетно-ролевой игре «Магазин»Проект по сюжетно-ролевой игре «Магазин» Проект по сюжетно- ролевой игре «Магазин» Вид проекта: групповой, ролево- игровой, краткосрочный. Участники проекта: дети средней группы.

Развитие речи в сюжетно-ролевой игреРазвитие речи в сюжетно-ролевой игре Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. Игра имеет значение не только для умственного развития.

Видеоотчет о сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» для старших дошкольников Эту игру мы организовали для своих деток в старшей группе. Сейчас, когда мы в подготовительной группе, ребята с удовольствием организуют.

Влияние развития творческой активности на формирование профессионального самоопределения для учащихся с ОВЗ государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным программам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология формирования профессионального самоопределения дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 11:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология формирования профессионального самоопределения дошкольников в сюжетно-ролевой игре» (включая файлы) размещена пользователем Мамбетова Гульдар (УИ 1628378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД