Татьяна Завалишина
Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки
правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-
дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир
для себя.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка,
развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра
выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где
всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и
наоборот.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн
подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка. Ей
присущи основные черты игры : взаимодействии ребенка со взрослыми
эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это
окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней
воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и
ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и
изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом
им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные
отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то
же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые
отношения (например, мамы и дочки, врача и пациента и т. п.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является
то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации:
действие определяется мыслью, а не вещью.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего
ребенок принимает на себя роль взрослого. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой
персонаж. ( Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А
куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия.
При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое
общение со сверстниками - в парное, в малой группе.
Воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи
воображаемых игровых событий, места действия (Здесь море. Это корабль,
он плывет к замку волшебника», приемом условного проигрывания части
сюжета – «как-будто».
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов
(Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н.
В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих
сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее
разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в
которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит
коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.