Наталья Бондаренко
Речевое пособие по формированию грамматической речи дошкольников «Школа девяти гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:
БОНДАРЕНКО Н. В. МАДОУ детский сад №473, г. Челябинск
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляются его психическое развитие.
Публикация «Речевое пособие по формированию грамматической речи дошкольников „Школа девяти гномов“» размещена в разделах
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший эмпирически грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграммотизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи.
Исследования Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой показывают, что проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ:
Пособие из 9 альбомов с грамматическими играми для детей разного возраста.
ЦЕЛЬ ИГРЫ:
Игры направленны на развитие у детей звукоподражаний, умения пользоваться разными способами словообразования и словоизменения, понимать и употреблять предлоги, обобщающие слова, выделять четвертый лишний предмет, составлять из слов словосочетания и простые предложения.
Игры:
• «Что, как звучит?» (Направлена на вызывание звукоподражания).
Содержание: Иллюстрации предметов, животных, с надписью издаваемых звуко- «мяу-мяу», «Ту-ту» и т. д.
• «Один и много» (Направлена на формирование навыка образования
множественного и единственного числа существительных)
Содержание: Иллюстрации парных картинок: дом-дома; цветок-цветы и т. д.
• «Большой-маленький» (Направлена на формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существительного).
Содержание: Иллюстрации парных картинок: дом-домик; мяч-мячик.
• «Противоположности» (Направлена на введение в речь слова с противоположенным значением.)
Содержание: иллюстрации парных картинок с противоположным значением: высокий дом-низкий дом; горячий-холодный и т. д.
• «Где живут предлоги» (Направлена на формирование умения употреблять и понимать предлоги).
Содержание: Иллюстрации картинок
• «Кто, что делает?» (Обогащать глагольный словарь детей)
Содержание: иллюстрации людей и животных в действии.
• «Назови одним словом» (формировать умение классифицировать предметы по основному признаку)
Содержание: иллюстрации картинок объединённых по основному признаку-овощи, фрукты и т. д.
• «Что лишнее?» (Развивать умение обобщать и вычленять предметы отличные от других по определенным признакам, свойствам, качествам, умение сравнивать, делать простейшие умозаключения)
Содержание: иллюстрации картинок по 4 предмета, три из которых объединены одним признаком, и один предмет не соответствует общему признаку, который нужно исключить.
• «Скажи фразу» (Активизировать фразовое высказывание)
Содержание: иллюстрации-схемы построения фразы.
Варианты игры:
- Взрослый с одним ребенком
-Взрослый с подгруппой детей
-Ребенок с ребенком.