Татьяна Пряхина
Речевая игра в старшей группе «Что из чего сделано»
▼ Скачать
Цели: закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы, выделяя существенные признаки (например, стеклянные и пластмассовые); подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова; развивать творческую деятельность способом морфологического анализа; дать понятие о предлогах; упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами;
Публикация «Речевая игра в старшей группе „Что из чего сделано“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
Активизация словаря:
Гладкий, блестящий, хрупкий, шероховатый, ребристый.
Материалы и оборудование: стол с различными предметами, образцы: деревянные, металлические, стеклянные, резиновые, пластмассовые; мяч, салфетки, фартуки.
Xод занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете кто к нам пришел в гости.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он - известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай – ка!
Как зовут его?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Я веселая игрушка, а зовут меня Незнайка.
• А как Вас зовут? Все дружно назовите свои имена (дети хором называют) Вот я и узнал, как вас зовут. А теперь давайте с вами поиграем, я очень люблю играть с детьми.
Дидактическая игра «Не ошибись».
Для этого мы делимся на 4 звена. У звеньевого в руках корзина, по сигналу вы будете искать в группе и собирать в корзину 1-е звено металлические предметы, 2-е – деревянные предметы, 3-е – пластмассовые, 4-е – стеклянные. А когда найдете расскажете мне какие они на ощупь.
(Рассказывают Незнайке о своих предметах, выделяя характерные свойства.
1 звено: Металлические - на ощупь холодные, гладкие, твердые, тяжелые. Называют предметы, которые сделаны из металла, где они используются: столовые приборы, посуда, трубы, детали к игрушкам и т. д.
2-е звено о предметах из дерева: твердые, легче металла, имеют разную
форму, могут быть расписаны. Что сделано из дерева? (Из дерева сделаны стулья, столы, шкафы.) В нашей комнате много различной мебели. О мебели можно рассказать много интересного. Например, описывая стул, можно сказать, из чего он сделан, какого цвета его сиденье и спинка, жесткие они или мягкие, где стул стоит в комнате.
3-е звено описывают изделия из пластмассы: на ощупь гладкие, шероховатые, ребристые, имеют разную форму, цвет, очень легкие, удобны в обращении.
4-е звено рассказывают о стеклянных предметах: на ощупь холодные, гладкие или шероховатые, прозрачные, хрупкие, с ними обращаются осторожно, называют изделия из стекла).
Воспитатель:
- Ребята, кто мне скажет какие наши материалы на прочность: стекло – твердое, но хрупкое; дерево – твердое, но оно ломается; пластмасса – твердая, но хрупкая; металл – твердый и прочный.
- А кто из вас знает, чем можно порезаться? (стеклом, металлом). Правильно, молодцы.
- А теперь выясним последнее свойство, давайте постучим по ним каким-нибудь предметом. Какой материал звонкий? (металл).
И так что мы выяснили о:
стекле – прозрачное, гладкое, тяжелое, твердое, хрупкое, режет;
дереве - непрозрачное, шероховатое, легкое, твердое, ломается;
пластмассе – непрозрачная, гладкая, легкая, твердая, хрупкая,
металле – непрозрачный, гладкий, тяжелый, твердый, прочный, режет, звонкий.
- Ребята, а можно ли из бумаги сделать зонт, почему? Можно ли из стекла сделать ложки и вилки, почему? Можно ли из металла сделать окна, почему? Можно ли из дерева сделать ножи, почему? Можно ли из резины сделать столы, почему? Можно ли из дерева сделать кастрюлю? Можно ли из металла сделать мячи, почему?
Физминутка.
- Дети встаем полукругом. Я бросаю мяч и начинаю предложение, а у кого окажется мяч заканчивает его.
Например: мяч делают из. ; из стекла делают. ; обруч делают из…; из дерева делают…; из пластмассы делают…; игрушки делают из…; посуду делают из…; столовые приборы делают из…. Молодцы.
- Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)
- И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет – все как есть ему покажет. (Зеркало)
- Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. (Мяч)
- Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)
III. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, Незнайка говорит вам спасибо. Он очень многому у вас научился. Помогите ему запомнить все о, чем он узнал. (Дети вспоминают все свойства предметов).
Воспитатель: ребята, о каких материалах мы сегодня с вами говорили? (металле, дереве, стекле, пластмассе).
- Какие свойства и качества мы выяснили о материалах? (прозрачное, гладкое, тяжелое, твердое, хрупкое, режет, непрозрачное, шероховатое, легкое, ломается, упругая, рвется, прочный, звонкий.)
- Ребята, давайте нарисуем предмет, изготовленный из наиболее понравившегося материала.