Приложение МААМ

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников»

Галина Арнольдова
Консультация «Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, его связности при построении развернутого высказывания – решается на протяжении всего дошкольного детства.

Решение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как эта задача объединяет в себе все стороны речи – грамматическую, фонетическую, лексическую.

Публикация «Консультация „Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Одной из главных задач речевого развития является обладание связной монологической речью. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка).

в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. диалогическая форма речи является первичной формой языкового общения. в диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, побудительных (просьба, требование, вопросительных предложений, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

В процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, развивается логическое мышление. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать). Для этого мы проводим беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье («Моя семья», «Моя бабушка», «Моя мама», в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми («Мой друг», «Моя любимая игрушка», «Что такое скромность?», «Нужно ли быть скромным?» «Что такое дружба?», его интересами и впечатлениями («Кем я хочу стать?», «Моё любимое время года?» и т. д.). Именно в диалоге ребенок учится слушать собеседника, задавать вопросы. Важно развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета. Владение связной монологической речью является высшее достижение речевого воспитания дошкольника. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких её качеств, как связность и целостность.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать знания о структуре текста (начало, середина, конец, представление о способах связи между предложениями и частями высказываний. Именно способы связей между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связного речевого высказывания. Основными средствами являются местоимения, лексический повтор, синонимическая замена. Для этого мы используем дидактические игры «Повтори слово», «Отгадай слово», «Помоги Незнайке», «Дополни предложение».

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавливать текст. Для развития интонационной выразительности речи используем д/и «скажи правильно», «Задай вопрос», «Какое настроение?», «Эмоции и настроение».

По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение. Для построения текстов-описаний детей учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Мы используем схемы-описания. Структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) должны быть четко выдержана.

При обучении построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов: слова «однажды», «как-то раз», «дело было», «это произошло».

Дошкольники могут составлять разные тексты повествования: рассказы, сказки, - используем д/и «Расскажи сказку», «Расскажи, что ты видел», «Где ты был этим летом», «Расскажи по картинке».

В повествовании мы учим детей использовать разные лексические и грамматические средства. Например, с помощью глаголов можно выстроить последовательность действий и событий. Для этого используем игры «Замени слово», «расскажи, что делали», «Скажи по-другому».

Рассуждение – это доказательство, вывод, оценка. Важно развивать у дошкольников умение логически мыслить, делать выводы, рассуждать, объяснять, доказывать, обобщать высказывание. Эти умения помогают формировать рассуждения.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в беседах, анализе (оценке, использовании схем (моделей, различных упражнениях, составлением плана, дидактических играх, комментировании (сопровождение речью) своих действий, последовательности действий. Задача воспитателя – стимулировать содержательное, продуктивное общение ребё нка со взрослыми и другими детьми в различных видах деятельности: организовывать ситуации, игру, труд, бытовую деятельность на прогулке, в группе, во время одевания, умывания. В игре воспитатель использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, его части, охарактеризовать предмет, качества, действия с ним, четко ставить вопрос, назвать движения.

Воспитатель является активным участником и организатором общения. Он предлагает ребенку рассказы об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад; использует вопросы, побуждения, наблюдения, словесные игры. С появлением дошкольника в детском саду, его приходом, во время нахождения его в группе, с его уходом, воспитатель поощряет доброжелательные, разнообразные формы речевого общения ребенка, оценивают его высказывания в доброжелательной форме.

В обучении рассказыванию можно использовать разнообразные методические приемы: совместные рассказывания педагога и ребенка, план рассказа, его коллективное обсуждение, составление рассказа парами, «командами», составление рассказа по частям, моделирование, запись и прослушивание детьми своих сочинений, анализ собственного и чужого текста, придумывание начала или конца, последующих действий («А что произошло потом?»).

В работе с родителями предлагаем анкетирование, советуем развивающие, словесные игры, проводим собрания, посиделки, консультации на темы «Развиваем речь», «Что читать детям?».

Результатом речевого развития дошкольника является владение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, необходимых для полноценного и всестороннего развития личности ребенка.

Публикации по теме:

«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Что ждёт меня в школе? Парта ждёт меня, во-первых, Ждут уроки, Ждут друзья. Будет в школе не до лени, Там я в новую страну Дел и знаний.

Занятие с детьми подготовительной к школе группы «Речевая готовность к школьному обучению» Мастер-класс для родителей Цели. Обобщение, уточнение и систематизация представлений детей о лексико-грамматических категориях, связной.

Перспективный план работы по формированию связной речи в старшей группе Месяц Тема занятия Лексическая тема Цель занятия Сентябрь 1. Понятие «слово». «Овощи». Продолжить знакомить детей с понятиями «слово» (О. С.

План работы по формированию связной речи младших дошкольников посредством театральной деятельности Все мы сталкивались с такой проблемой - уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. И это.

Речевая готовность к школе К моменту поступления в школу дошкольники достигают показателей определенного уровня речевого развития: -Звукопроизношение.

Система работы логопеда по формированию регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников с ОНР Наиболее актуальной для меня является проблема формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного.

Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в детском саду Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента.

Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать.

Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых Система работы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников»
Опубликовано: 27 августа 2015 в 14:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Арнольдова (УИ 361495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД