Марина Анчутина
Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Любопытство детей часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре, и это вызывает беспокойство за безопасность детей.
Публикация «Система работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников» размещена в разделах
Поэтому, в практической деятельности с детьми старшего возраста, особое внимание уделяю навыкам осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе.
В связи с этим были определены задачи: Знакомить с историей возникновения огня. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Знать правила поведения на природе, в быту. Развивать творческие способности дошкольников. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре. Воспитывать чувство благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях, любовь к природе, культуру поведения. Вовлечь родителей, по данной теме, в процесс формирования навыков пожарной безопасности.
Работа с детьми осуществлялась в соответствии с перспективным планом, который включал: ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, художественное творчество и другие направления работы. В работе использую разнообразные методы и приемы, но наиболее эффективным методом в решении данной проблемы является применение педагогических игровых ситуаций с детьми старшего возраста. Это объясняется тем, что обучение детей безопасному поведению должно осуществляется при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами, и ни в коем случае не навязыванием их ребёнку, что легче всего сделать с помощью игры. А значит подготовить ребёнка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который включает в себя: игру, имитацию и анализ данной ситуации. При общении детей в игровых ситуациях, «проговаривания» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей. Игра в дошкольном возрасте является главным видом деятельности детей. Она даёт детям доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение ими действительности. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни. Так в ситуации «Дети остались дома одни, взяли спички…» была проанализирована ситуация, а затем проиграна в сюжетно – ролевой игре «Семья», в которую были введены персонажи - пожарные.
С детьми в системе организуются беседы : «Как нужно вести себя во время пожара»; «Почему возникают пожары, чем можно тушить»; «Что нужно делать, если, ты услышал сигнал пожарной тревоги, находясь дома, в детском саду». Дети активно решают проблемные ситуации, используя дидактические и настольно-печатные игры «Лото 01», «Четвертый лишний», «Профессия пожарного», «Разрешается — запрещается».
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю художественной литературе, в ознакомлении с которой дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. С Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар» Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Л. Толстой «Пожарные собаки» Н. Пикулева «Пожарная машина».
При решении задач поставленных в данных ситуациях помогаю детям сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, научиться правильно, действовать в опасной ситуации.
В ходе работы были определены методические и дидактические условия, которые позволяют обеспечить качественное формирование навыков безопасного поведения. Так «Уголок безопасности» включает: подбор доступного материала, настольно – печатные игры, (плакаты по пожарной безопасности, альбом «Огонь-добрый и злой», дидактические игры «Горит – не горит», «Если возникнет пожар», «Опасно – не опасно», «Раньше и теперь», «Что нужно пожарным?», «Пожароопасные предметы», «Сто бед», «Раз, два, три, что может быть опасно - найди»). Подбор видеоматериала по пожарной безопасности, подбор детской художественной литературы для чтения детям. Так же в уголке имеется демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевой игры «Пожарные», подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы). Разнообразный материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.
Качественная работа с детьми по данной проблеме невозможна без сотрудничества с родителями. Проведённое анкетирование родителей «Откуда опасность?», показало, что не все родители отвечали на вопросы легко, у некоторых возникали затруднения. Поэтому был составлен план работы с родителями, который включал разнообразные формы. Для информирования родителей был изготовлен буклет «Формирование опыта безопасного поведения дошкольников с огнем». Были оформлены выставки рисунков по пожарной безопасности на тему ««Огонь – друг, огонь - враг», «Мы за пожарную безопасность», изготовлены альбомы ««Мы хотим с огнем дружить», «Загадки» и «Пословицы и поговорки» на противопожарную тематику, папки – передвижки «Пожарная безопасность» и др.
Вовлечение семей в образовательную деятельность является важной задачей дошкольного учреждения и поэтому одной из эффективных форм партнёрских отношений с семьёй стал «День самоуправления» в группе. День самоуправления – прекрасная возможность для родителей окунуться в будни детского сада! Понять, почувствовать, чем живёт детский коллектив. Попробовать свои силы в роли педагога. Родителям предоставляется возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность. Активным участником этой формы стал Иванов А. В., пожарный - дознаватель по профессии. Артем Викторович учил детей ориентироваться в проблемных ситуациях, продемонстрировал условное тушение пожара и закрепил с детьми правила пожарной безопасности в быту, особое внимание детей обратил на осторожное обращение со спичками. В ходе игры «Чтобы не было беды…» дети показали, что они имеют представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров, конкретизируют представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций. С большим энтузиазмом прошла игра-соревнование «Школа юных пожарных», в которой ребята проявили смелость, быстроту (конкурс «кто быстрее поднимется по лестнице затушить пожар», находчивость, мужество (конкурс «Куклы в огне», ловкость (Игра - аттракцион с водой "Тушим пожар"). Все участники мероприятия получили много положительных эмоций.
Анализ проведенной работы показывает, что на сегодняшний день сложилась система во взаимодействии с родителями по решению данной проблемы. Использование активных форм работы дало положительные результаты: родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Они стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, проявлять искренний интерес к жизни группы в целом.
Таким образом выявлено, в результате систематической работы у детей сформировались правила безопасного поведения : все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть, умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части, правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада. Дети знают подручные средства пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань, и умеют ими пользоваться. Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».