МААМ-картинки

Система работы логопеда по формированию регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников с ОНР

Елена Сергеева
Система работы логопеда по формированию регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее актуальной для меня является проблема формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта при массовом дошкольном образовательном учреждении.

Я сделала акцент на данном виде УУД, т. к. именно от правильной организации зависит повышение мотивации воспитанников с различными речевыми нарушениями и успешность их обучения, а в дальнейшем – успешность социализации в обществе.

Публикация «Система работы логопеда по формированию регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Согласно ФГОС, а также нормативно - правовой базе педагогам нового поколения необходимо сформировать у детей способность к самостоятельному освоению новых знаний, умений и навыков и учить их организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Перемены, произошедшие в России за последние годы, а именно скорость обновления системы научных знаний, возрастание объёма информации, усложнение содержания учебного материала без должного внимания к задаче формирования универсальных учебных деятельности приводят к несформированности у обучающихся умения учиться (т. е. ,в первую очередь, к несформированности умений организовывать собственную деятельность, осуществлять её регуляцию). А это,в свою очередь, препятствует успешной социализации индивида в современном обществе, которое предъявляет высокие требования относительно освоения новой информации из различных сфер и областей жизнедеятельности, относительно усвоения универсального механизма овладения различными знаниями, умениями и навыками, благодаря которому человек приобретает возможность гибко мыслить, адаптироваться в непрерывно усложняющихся условиях современной жизни.

В процессе профессиональной деятельности я пришла к выводу о том, что у детей отсутствует желание учиться, они не умеют организовывать свою деятельность. ,

Решение проблемы – научить детей учиться (т. е. правильно организовывать свою деятельность). В этом понятии заложен и механизм формирования мотивации обучения, с которого и начинается любое познание и развитие.

Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД, а если говорить конкретнее – освоение регулятивных УУД.

Моя педагогоческая идея заключается в формировании регулятивных УУД.

Цель: сформировать навыки организации собственной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- научить детей ставить цель, задачу самостоятельно;

- научить детей планировать свои действия, подбирать необходимые приёмы для достижения результата;

- научить контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- создание условий для формирования регулятивной деятельности.

Универсальные учебные действия – это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся как в различных предметных областях, так и в строении самой образовательной деятельности, включая осознание обучающимися её целевой направленности.

Регулятивные УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических (личностных) способностей обучающихся. Это способствует саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В целом, регулятивные УУД необходимо формировать для того, чтобы человек умел ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

По замыслу авторов ФГОС «в сфере регулятивных универсальных учебных действий»

обучающиеся овладеют всеми типами образовательных действий. Ребёнок усваивает материал в форме деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения.

На начальном этапе образовательной деятельности необходимо создавать условия для формирования у воспитанников положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего он не знает, и самое главное, хотел бы узнать.

Механизм реализации идеи формирования регулятивных УУД реализуется при использовании образовательной технологии:

- проблемного обучения, когда логопедом создаётся проблемная ситуация в которой активизируется мышление детей, потенциальные возможности, а также стремление выполнить действия, которые вне этой проблемной ситуации не представляют существенного интереса;

- игровые технологии (наиболее актуальны те игры по правилам);

- технологии коллективного сотрудничества и взаимодействия;

- объяснительно-иллюстративные технологии.

Механизм реализации идеи формирования регулятивных УУД представляет собой совокупность методов и приёмов совершенствования компонентов регулятивной деятельности.

Компоненты регулятивной деятельности это :

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия;

- коррекция;

- оценка;

- волевая регуляция.

Каждый компонент регулятивных УУД требует индивидуальных методов и приё мов:

1. Методы и приёмы формирования действий целеполагания и планирования:

1. Образовательная деятельность имеет цель. Дети 6-7 лет уже могут понимать цель образовательной деятельности. Важно предварительно ввести понятие цели (логопед беседует с ребёнком по поводу значимости и небходимости формирования тех или иных знаний, умений и навыков).

Например при формировании уклада какого-либо звука конечный результат представлен в виде красочного, яркого схематичного изображения артикуляции этого звука. Логопед объясняет,что это наша цель сегодня и мы можем её достигнуть. Весь путь до этой цели представлен картинным планом в виде арткуляционных упражнений, которые являются

промежуточными действиями. Изображение артикуляционного уклада всегда находится в конце картинного плана. Он служит одновременно и картой достижений ребёнка.

Линейка достижений располагается горизонтально и внизу под каждым упражнением имеется графа, в которой располагается отметка о выполнении.

Этот приём позволяет наглядно воспринять цель (конечный результат). В дальнейшем обучающийся освоит этот алгоритм и поймёт, что изображение «цели» всегда находится в конце карты (линейки) достижений. Логопед может его спросить –«какая у нас цель сегодня?» - и ребёнок самостоятельно выполняет действие по определению цели образовательной деятельности. Этот приём используется в процессе индивидуальной образовательной деятельности.

2. Формирование УУД планирования происходит с момента объяснения, что такое план, со знакомства с картинным планом сказки, алгоритмом выполнения известных действий. Затем обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи (картинный план выполнения артикуляционной гимнастики с конечной целью).

1. Приёмы формирования УУД планирования собственной учебной деятельности :

- обсуждение готового плана решения учебной задачи;

- работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими деталями;

- графический план занятия;

2. На данном этапе используется составление объёмной аппликации на любую лексическую тему (например по теме «Цветы»). Образовательная деятельность представлена в форме коллективного сотрудничества. Дети выполняют действия по алгоритму по типу технологической карты. Эта карта располагается перед всеми детьми на доске. Она содержит последовательность пошаговых действий, каждое из которых обсуждается коллективно.

В этой карте также содержится графы для отметок о выполнении, а также в горизонтальной строке располагается шкала рейтинга участников образовательной деятельности. Данный приём значительно повышает мотивацию выполнения учебной задачи на основе соревновательного мотива.

Данный приём можно видоизменить, но цели останутся при этом прежними.

3. Приём составления коллективного коллажа на магнитной доске. Каждый ребёнок вносит свой вклад в коллективное дело.

Целью является повышение активности и мотивации, формирование действий планирования при составлении хорошо знакомого детям предмета или сюжета по деталям.

4. Творческие задания дают возможность предложить собственное оригинальное решение задач в различных жизненных ситуациях. Выходя в творчество ребёнок должен удерживать цель, осуществлять выбор средств для её решения, продумать и спланировать свои действия и осуществить их.

Примеры:

1. «Вспомни,у кого скоро день рождения? Подумай, как ты поздравишь человека, какое составишь словесное поздравление?"

2. «Придумай фантастическое животное. Нарисуй его»

3. «Согласен ли ты с мнением Незнайки? Построй своё рассуждение».

Важно,чтобы возникла личностно значимая цель, а далее начнётся работа по планированию действий, их реализации, осмысления полученного результата(«Получилось? Не получилось? Почему? Как я работал? Что можно было сделать по-другому?».

2. Методы и приёмы формирования действий контроля и оценки.

Необходимо формировать у воспитанников способность самостоятельно оценивать свой труд, каждое действие. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сравнивается сегодняшний результат с предыдущим, поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет обучающемуся увидеть свои сильные и слабые стороны.

Конроль и оценка должны быть индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста ребёнка относительно его личных достижений.

Приёмы формирования оценочной деятельности:

1. «Лесенка» - воспитанники отмечают на ступеньках то, как усвоили материал;

2. «Смайлики» - оценивается степень правильности выполнения действий;

3. «Светофор» - результат оценивается с точки зрения самостоятельности выполнения действий;

4. «Линейка достижений» - как далеко ты расположен относительно цели.

Важное значение имеет формирование рефлексивных способностей. После решения образовательной задачи логопед чертит шкалу и предлагает ребёнку оценить себя по каждому упражнению с помощью какого-либо знака. Затем такую работу проделывает и логопед. Далее в беседе выясняются причины расхождения оценок. Несоответствие оценки обучающегося и оценки логопеда – повод для рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки.

Многие дети имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. Для этой цели необходимо использовать такую форму коллективной работы как взаимооценки в парах.

Публикации по теме:

НОД по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников Цель: развитие познавательных и регулятивных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Воспитывать у детей нравственные.

«Опыт работы по формированию универсальных учебных действий». Консультация для воспитателей На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности между дошкольной и начальной школьной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы логопеда по формированию регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 3 июня 2015 в 19:09
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы логопеда по формированию регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеева (УИ 345110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД