Ольга Гусева
Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и к своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Публикация «Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в детском саду» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Чувство Родины. Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К. Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.