наташа кочетова
Реализация регионального компонента средствами артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. Для реализации регионального компонента в нашем детском саду используются такие формы как: различные виды игр, в том числе игры-исследования, ролевые, подвижные и традиционные народные игры, проекты, праздники, социальные акции, а также организация развивающей предметно - пространственной среды.
Публикация «Реализация регионального компонента средствами артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Разработаны мною артикуляционные, пальчиковые и дыхательные игры развивают у детей дошкольного возраста интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурными наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием. Развивают чувство патриотизма, расширяют социальные представления, а также развивают психические познавательные процессы, такие как речь, память, мышление.
Артикуляционная игра «Путешествие по городу Закаменск» знакомит воспитанников с достопримечательностями, памятными местами и имеет несколько вариантов. Данная игра сопровождается видео-презентацией, фотоальбомами, игра лото.
«Путешествие по г. Закаменск»
Жил-был веселый язычок.
Проснулся язычок утром рано, потянулся (тянем язычок вверх к носу).
Почистил зубки (облизать кончиком языка верхние и нижние зубы)
Вышел из своего домика (вытянули язык).
И пошел гулять по городу Закаменск.
Посмотрел направо и увидел площадь Ленина,
Посмотрел налево и увидел районную библиотеку (острым кончиком языка дотрагиваться до уголков губ).
Перешел через дорогу и решил посетить кафе «Талаан».
Захотел попить чай, а чай был горячий
(подуть, следить за тем, чтобы дети дули на широкий кончик языка по центру)
Вышел язычок на улицу, а на улице идет снег.
Стал язычок сдувать снежинки.
И счастливый побежал к спортивному комплексу «Тамир».
Стал он подтягиваться на турнике (язычок вверх, вниз к губам или зубам)
Устал язычок и пошел домой.
Одна из дыхательных гимнастик посвящена празднику «Сагаалган».
«Вкусный обед»
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем к вверху чашечкой)
На носик подули, чай остудили (подуть с чашечки вверх)
Буузы поели, вкусные были (облизать губы по кругу)
Чаю попили, никто не обижен (чашечка двигается вперед-назад).
Вкусный был обед (облизали губы)
Дыхательное упражнение «Подуй на жарки», где дети 3-4 раза дуют на руки- «жарки» (щеки не раздувать, сопровождается беседой «Цветы Закаменского района», фото и видео-презентацией и имеет различные варианты: «Подуй на марьин корень», «Подуй на багульник» и. т. п.
Пальчиковые игры, сопровождаемые короткими стихотворными строчками с учетом национального регионального компонента, обогащают детей краеведческими знаниями и способствуют развитию речи.
Пальчиковая гимнастика «Хургануудаа нэрлэе»
Барбаадай, (массируем большой пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Батан туулай, (массируем указательный пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Тоохон тобшо, массируем средний пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Толи байса, (массируем безымянный пальчик левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Бишыхан шэгшуудэй (массируем мизинец левой руки большим и указательным пальчиком правой руки)
Упражнения выполняется также и с правой рукой.
Пальчиковая гимнастика к празднику «Сагаалган», «Буузы»
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку.
На кружок кладу я горку,
Вкруговую покручу,
Вот и буузу получу.
Прогнозируемые результаты такой работы это – осознание воспитанниками ДОУ себя, как носителей национальной региональной культуры, обогащение знаний ребят о своей малой Родине, расширение кругозора дошкольников, обогащение и активизации словарного запаса детей.