Ольга Язарова
Обобщение опыта по теме «Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Язарова
Обобщение опыта по теме : "Оздоравливание детей дошкольного возраста средствами дыхательной гимнастики"
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Публикация «Обобщение опыта по теме „Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательной гимнастики“» размещена в разделах
Охрана здоровья детей, его укрепления составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питания, способствуют двигательной активности.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.
Ребенок сам участвует в своем становлении, поэтому воспитание и образование должно строится на его активности. Природа запланировала организм человека с большим запасом прочности, человек может быть здоровым собственными усилиями – режимом ограничений и нагрузок.
Условия возникновения и становление опыта
Опыт возник и создавался в рамках инновационной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 54 «Журавушка» города Чебоксары Чувашской республики.
Активно велась работа по созданию здоровьесберегающего пространства дыхательной гимнастики в тесном взаимодействий с родителями и педагогами.
Противоречие проблемы
Если дошкольник не занимается дыхательной гимнастикой, то он чаще болеет. Надо ли заниматься дошкольнику дыхательной гимнастикой на каждом занятии? Ведь может закружиться голова и дети не захотят больше это выполнять. Но гимнастике отводится по 2-3 минуты, что является минимумом, а сами дети непосредственно после выполнения 2-х или 3-х дыхательных упражнений чувствуют улучшение и говорят, что у них проходит заложенность носа, они отмечают значительное улучшение настроения, и это вносит разнообразие в их двигательную деятельность. Огромным «плюсом» служит так же снижение заболеваемости у детей, выполняющих эти упражнения.
Актуальность темы
Новизна опыта
В настоящее время мы все чаще наблюдаем прогрессирующее ухудшение здоровья детей дошкольного возраста. Причин роста числа заболеваний много. Это плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и эмоциональные перегрузки. Развитие детей и создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач современной педагогики.
Новизна данного опыта состоит в том, что в нем разработана система разнообразных нетрадиционных средств, форм и методов по оздоровлению дошкольников. Эта система дает возможность управления здоровьем детей в дошкольном учреждении через комплекс рационально организованных оздоровительных мероприятий.
Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позиции семьи.
Теоретическая база опыта.
Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, т. к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.
Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т. к. атмосферный воздух в носовых ходах согревается, увлажняется и частично очищается. Понятно, что воздух в помещении, где находятся дети и особенно, где проходят физкультурные занятия, должен быть свежим и чистым. Обычная прогулка многократно усиливает насыщение тканей организма кислородом, нехватка которого чаще всего резко ограничивает физические возможности детей.
При занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха. Детский организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов. Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая кровообращение. Научив ребенка-дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. Активные дыхательные движения действуют отвлекающее и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Технология опыта
Цель: воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Расширить знание детей о пользе здорового образа жизни посредством дыхательной гимнастики
- Формировать привычку здорового образа жизни.
- Осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
- Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
- Овладения навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
- Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.
Принципы:
– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка);
– принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения);
– принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
Участники опыта : дети, родители воспитанников, педагоги
Формы работы с детьми: беседы,объяснения, показ, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность со взрослым дыхательное упражнения.
Формы работы с родителями анкетирование, консультирование, беседы,показ, объяснения, совместная деятельность с детьми, мастер класс.
Формы работы с педагогами:
семинары
мастер-класс
обмен опытом
проекты
Ожидаемые результаты:
повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми
положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
снижение простудных заболеваний у воспитанников;
формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
использование здоровьесберегающих технологий в семье;
обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
Список литературы:
1.«Большая энциклопедия дыхательных гимнастик» Орлова Л., 2007г.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008
4. Щетинин М. Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". Изд-во "Физкультура и спорт". Москва. 2002 г
5. Здоровьесберегающие технологии в образовательно воспитательном процессе/ И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова,-М. :Илекса, народное образование, 2003.