Титова Наталья Анатольевна
Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в эпоху постоянных изменений. Дети современного времени очень отличаются от своих родителей и тем более от своих бабушек и дедушек. Сегодняшние дети быстрее нас ориентируются в современных технологиях.
Как же привить им любовь и уважение к старшему поколению, к традициям своей семьи, своей страны, и при этом донести новые, а не устаревшие знания?
Пробуждая в детях любовь к родной земле важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог осознать себя частью большой страны.
Публикация «Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
Подобрать и использовать такие технологии и методики, которые помогут ребёнку в процессе деятельности с родителями и воспитателем, самому найти то ценное и важное что поможет ему полюбить свою малую родину и всё страну, гордится ею.
Чтобы дать детям понимание, что Россия начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь мы всем коллективом решили, что лучше проектной технологии и метода проектирования образовательного процесс нам не найти.
Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента является инновационной деятельностью в сфере дошкольного образования Хабаровского края, реализации ФГОС ДО и значимой частью образовательной программы нашего детского сада (МБДОУ ДС № 16 «Тополёк»).
Организуя работу с детьми в данном направлении, мы сформулировали и включили в образовательную программу цель и задачи по региональному компоненту, с учётом запроса родителей их желания видеть в своих детях маленьких патриотов своей родины.
(В слайде, выдержка из программы детского сада)
Цель и задачи педагогической деятельности были сформулированы так.
Цель программы: развитие познавательной, коммуникативной и творческой активности, позитивной социализации, ценностных ориентаций, определяющих поведение и деятельность ребёнка в отношении к окружающему миру и людям.
Задачи программы:
1. Формировать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, к малой Родине, первичные представления о «малой» родине, об истории, культуре, географическом положении и этнографии Хабаровского края.
2. Развивать интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства к искусству народов разных национальностей, проживающих на территории Хабаровского края, формировать чувство причастности к творческому наследию дальневосточной культуры.
3. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми и взрослыми при широком взаимодействии с миром в активной практики через разные виды деятельности.
4. Развивать эмоциональный интеллект, формировать привычку здорового образа жизни, содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями независимо от пола, нации, языка, социального статуса.
Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента началась с разработки проектов и внесения изменений в программу детского сада.
Для этого старшим воспитателем Титовой Н. А. была организована творческая группа по внесению изменений в программу детского сада, разработано положение смотра – конкурса «Лучший патриотический уголок группы».
Воспитателями каждой группы был разработан творческий долгосрочный проект, созданы патриотические уголки.
В ходе консультаций и на педсовете Наталья Анатольевна осветила следующие методические вопросы:
1. Особенности организации технологии проектная деятельность дошкольников и использование принципов метода проектов.
2. Особенности организации работы с детьми по гражданско – патриотическому воспитанию с учетом деятельности по пяти образовательным областям.
3. Как создать условия, организовать развивающую среду по региональному компоненту (что читать с детьми, какие экскурсии запланировать, как организовать работу с родителями)
4. Тематические особенности планирования по реализации регионального компонента.
На первом тематическом педсовете педагоги представили этапы и содержание своих проектов (Протокол № 2 от 02.12.2016г).
На втором тематическом педсовете представили опыт работы по темам проектов:
(Протокол № 3 от 24.03.2017г)
Реализуя разработанные проекты, воспитатели создали условия, чтобы дети младшей группы сами узнали о том что: «Моя семья – мое богатство» (Тарасова. О. А, Люстик Е. В.)
А дети средней группы придумали модель: «улицы своей мечты» (Бувалина. Е. В, Митрофанова Е. С.)
Воспитатели Кайдалова О. В., Миронова Л. Р. Помогли детям понять, что «Николаевск – на - Амуре - мой любимый город»
А дети подготовительной группы в проекте «Люби и знай –Хабаровский край» запомнили города Хабаровского края, губернатора,гимн, флаг, герб и т. д. (Терехова Е. В., Пустынцева Е. В.)
Была создана и пополнена предметно развивающая среда:
в группах были оформлены патриотические уголки:
«Мы маленькая часть - большой России» (Е. В. Бувалина, Е. С. Митрофанова)
«Маленькие патриоты - большой страны» (МироноваЛ. Р, Кайдалова О. В.)
Воспитатели вместе с детьми и родителями собрали: лепбуки, макеты, и коллажи по темам:
«Родной город Николаевск»,
«Моя семья - мое богатство»,
Амур широкий, Амур глубокий»,
«Улица моей мечты»,
«Наш любимый детский сад».
Дидактические игры:
«Растения и животные красной книги»
«Собери флаг края»
«Собери герб края» и другие.
Папки-передвижки для родителей по истории Хабаровского края
изготовили пособия,
Создали мульти - презентации о своей малой родине и достопримечательностях родного города и края, для использования в НОД.
Создали альбом «Прошлое и настоящее родного города» (Миронова Л. Р.)
Оформлением центральной стены лестничного марша «Есть город такой Николаевск» занимались всем детским садом. Митрофанова Е. С. и Бувалина Е. В. рисовали стволы берёз, печатали оттиски листьев, создавая их крону, фотографии отбирали в творческой группе, подбирали и распечатывали Пустынцева Е. В., Миронова Л. Р.
Реализуя задуманные проекты, воспитатели, организовали взаимодействие с городскими организациями: сотрудники библиотеки, музея, ЦКМНС, ЭБЦ, педучилища всегда охотно соглашались на организацию интересных познавательных встреч с детьми.
В группах регулярно проводится цикл познавательных НОД на темы:
«Моя малая Родина – Хабаровский край!»,
«По страницам Красной книги Хабаровского края»,
«Коренные народы Хабаровского края»,
«Животный и растительный мир Хабаровского края»,
«Ох, Амур глубокий! Ох, Амур широкий!»,
«Виртуальное путешествие по городам Хабаровского края», виртуальные и реальные экскурсии по городу и путешествие по Амуру на теплоходе
Была организованна встреча с Бойко В. М. - знатоком игры на русских музыкальных инструментах, который интерссно рассказал детям об истории создания балалайки. Показал детям приемы игры на балалайке. Вместе с музыкантом дети пели популярные етские песни.
Представители музея в игровой форме познакомили детей с историей улиц города, обрядами и промыслами жителей нижнего амура, традиционной одеждой нивхов.
Одним из интересных мероприятий явилась интерактивная площадка «Люби и знай –Хабаровский край» в процессе проведения, которой детьми был создана - «Красная книга», которую организовала и провела Техова Е. В. и Миронова Л. Р.
Были также проведены Музыкальные развлечения и праздники посвященные Дню любимого города, Рождению Хабаровского края.
Наши воспитанники выступали в педагогическом колледже на открытии конкурса профессионального мастерства «Ворлд Скилдс» с музыкальной постановкой «В перед - Россия!», которую подготовила музыкальный работник Пожидаева Л. Ф. Выступление наших детей на фестивале «Веселые нотки», с танцевальной постановкой «Маленькие патриоты», «На границе» запомнилась зрителям.
Для родителей была организована и проведена Родительскоая конференция «Растим маленьких патриотов"
Мы пониманием, что работа по реализации регионального компонента в ходе проектной деятельности не проходит для дошкольников бесследно, это подтверждают и результаты мониторинга и успехи наших выпускников, которые и в школе показывают себя настоящими патриотами, активно участвуя в воспитательной жизни школы.
В этом учебном году мы работаем над методической темой: «Музейная педагогика как основа формирования духовно – нравственной личности дошкольника его гражданской позиции.
Разработан проект «Хочу всё знать о своей Родине».
Создан и пополняется музей – накопитель «Моя Родина Хабаровский край – часть большой России»
Разрабатывается модель сотрудничества со школой и дошкольными учреждениями.
На наш взгляд работа по реализации регионального компонента через метод проектов и музейную педагогику повышает уровень развития эмоционального интеллекта, познания, речи.
Таким образом, проектная деятельность как средство реализации регионального компонента помогла и продолжает помогать педагогам совершенствовать у дошкольников навыки целеполагания и проблематизации, что несомненно способствовало и способствует вхождению детей в окружающий мир, развитию познавательных интерес к различным областям знаний, сделала доступным пониманию ребёнком явлений общественной жизни, помогла сформировать навыки сотрудничества, так необходимые в современном мире. И конечно же ребенок интересующийся и знающий историю своего края, вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.