Жанна Удовенко
Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы : «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №1 «Аленушка» Удовенко Ж. А.
Содержание образования обеспечивает развивающий результат в том случае, если в нем отражен региональный аспект - история, культура, традиции, искусство, т. е. пространство в котором осуществляется развитие личности, где происходит прикосновение к тому, что определяется понятием малая Родина (Р. М. Чумичева)
Публикация «Из опыта работы „Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В МБДОУ «Детский сад №1 «Аленушка» работа по приобщению дошкольников к национальной культуре начиналась постепенно, по мере накопления материала и опыта. Произведения казачьего фольклора включались в праздники, развлечения и совместную деятельность взрослых и детей. По прошествии нескольких лет был накоплен материал (музыкальный, литературный, иллюстративный, методический) который и позволил создать вариативную часть образовательной программы дошкольного образования -программу «Мы живем в Донском крае».
Программа «Мы живем в Донском крае» разработана на основе авторской «Родники Дона» авт. Р. М. Чумичева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина
Деятельность по реализации данной программы осуществляет в следующих направлениях:
-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников с учетом регионального компонента;
-развитие у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре донского края формирование представлений о традициях и быте донского казачества в процессе различных видов детской деятельности;
-создание предметно-развивающей среды;
- расширение форм взаимодействия с социумом.
Содержание программы представлено следующими разделами:
«Казаки и казачата» - знания о истории и культурных традициях казачества, Донского края;
«Природа Дона» -знания о природе Ростовской области;
«Краски и литература Тихого Дона»- знакомство с творчеством донских писателей, поэтов, композиторов, художников, казачьим фольклором, художественными промыслами.
Программа построена на народном календаре, годичном цикле жизни казаков. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Педагогами разработана система планирования (для средней, старшей, подготовительной групп) и определены основные виды деятельности:
игра (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, казачьи игры: подвижные и др.); комплексные занятия нравственной и эстетической направленности (интеграция); продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
исследовательская (проектная) деятельность; экскурсионная деятельность;
организация праздников и развлечений
Знакомство с традициями и обрядами донских казаков, вовлечение детей и взрослых в организацию, и проведение праздников, гуляний и досугов по сезонным циклам одна из основных форм работы. В ходе подготовки к таким мероприятиям участники узнают историю возникновения праздника, традиции, дети вместе со взрослыми создают костюмы, атрибуты для праздника, разучивают музыкальный и литературный материал. Такие мероприятия очень интересны дошкольникам и запоминаются на долго.
Осенью по традиции отмечаются «Покров», «Отец, мать и я – казачья семья»,
зимой- «День Матери – Казачки», «Рождество», «Святки»,
весной – «Масленица», «Пасхальные гуляния», 9 мая - День Победы, отмечается, как День памяти, павших на поле брани,
летом – «Троица»-праздник Березы.
Нами ведется планомерная работа по расширению форм взаимодействия с социумом. Детский сад активно сотрудничает с казаками Матвеево курганского юрта, частые гости в Алёнушке учащиеся сош№1 (профильного класса)
Развитию устойчивого интереса к культурному наследию и истории своей малой родины способствуют экскурсии воспитанников в музей библиотеку.
Важным моментом обновления содержания образования является единство развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми. Создание развивающей среды в соответствии с современными требованиями позволяет совершенствовать эффективность педагогического процесса, обеспечить доступность развивающего пространства и предоставить каждому ребенку возможности самостоятельного выбора деятельности.
В «Аленушке» в образовательном процессе задействовано все пространство и помещения детского сада (помимо групп, это лестничные пролеты, коридоры). Там располагаются выставки «История казачьего костюма», «Донской вернисаж», фотовыставка «Преданья старины».
В групповых помещениях предметно-пространственная среда, представленная макетами, стендами по истории родного края и казачества, дидактическими играми, народными игрушками.
Мини-музей «Казачья горница» расположен в одной из групп.
В музее можно познакомиться с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа Донского края.
Основной формой работы в музее является проведение обзорных экскурсий и тематических занятий :
История казачьего костюма.
Игры и игрушки прошлых лет.
Народные праздники и гуляния.
Традиции Донских казаков.
Фольклор казачьего народа.
В музее вниманию ребят представлено внутреннее убранство казачьей хаты. В хате есть стол, лавки, люлька, сундук, печь с ухватом.
Создают атмосферу домашнего уюта рушники, покрывала, скатерти с вышивками, вязанные крючком салфетки и самотканые половики.
Главными экспонатами является глиняная утварь, самовар, деревянная прялка, коромысло, утюги (рубель, литой (чугунный).
Для проведения народных праздников создана коллекция взрослых и детских казачьих костюмов, исторически стильных, красочно оформленных и очень любимых детьми.
Продолжение музея можно увидеть на территории детского сада. В одном из уютных уголков расположено Казачье подворье: колодец, стол со стульями, курень, телега, мельница. Здесь же расположен огород, хозяйственный двор с домашней птицей и прочей живностью.
Донской колорит подворью придают подсолнухи, стог сена, тыква, кукурузные початки, плетеные косы из лука, чеснока, перца.
Мини-музей детского сада дарит маленьким посетителям уникальную возможность соприкоснуться с историей, прошлым своей малой родины.
Успешная реализация программы во многом зависит от подготовленности педагогов. Прежде всего, важно заинтересовать этой работой всех специалистов, углубить знания педагогов о истории и культуре Донского края. С этой целью в методическом кабинете оформляется выставка новинок методической литературы, в детском саду проводятся консультации, семинары: «Обновление содержания образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС», «Планирование работы с детьми по вопросу ознакомления с малой Родиной», «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» и др. Создается банк программных разработок и мультимедийных пособий по ознакомлению детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями. Педагоги принимают участие в вебинарах, семинарах по теме реализации регионального компонента.
Детство – время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний. Ребёнка окружает любопытный для него мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающий к воображению, мир города, в улицах которого кроется тайна жизни и многие другие детские забавы, мир людей, по образу которого ребёнок творит свой собственный внутренний мир. Ребёнок-дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.
Вот почему так важно, чтобы родители и педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой Дона, поддерживали его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывали патриотизм и любовь к своей Родине.
Спасибо за внимание!