МААМ-картинки

Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до»

Жанна Удовенко
Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы : «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

Старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №1 «Аленушка» Удовенко Ж. А.

Содержание образования обеспечивает развивающий результат в том случае, если в нем отражен региональный аспект - история, культура, традиции, искусство, т. е. пространство в котором осуществляется развитие личности, где происходит прикосновение к тому, что определяется понятием малая Родина (Р. М. Чумичева)

Публикация «Из опыта работы „Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до“» размещена в разделах

В МБДОУ «Детский сад №1 «Аленушка» работа по приобщению дошкольников к национальной культуре начиналась постепенно, по мере накопления материала и опыта. Произведения казачьего фольклора включались в праздники, развлечения и совместную деятельность взрослых и детей. По прошествии нескольких лет был накоплен материал (музыкальный, литературный, иллюстративный, методический) который и позволил создать вариативную часть образовательной программы дошкольного образования -программу «Мы живем в Донском крае».

Программа «Мы живем в Донском крае» разработана на основе авторской «Родники Дона» авт. Р. М. Чумичева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина

Деятельность по реализации данной программы осуществляет в следующих направлениях:

-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников с учетом регионального компонента;

-развитие у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре донского края формирование представлений о традициях и быте донского казачества в процессе различных видов детской деятельности;

-создание предметно-развивающей среды;

- расширение форм взаимодействия с социумом.

Содержание программы представлено следующими разделами:

«Казаки и казачата» - знания о истории и культурных традициях казачества, Донского края;

«Природа Дона» -знания о природе Ростовской области;

«Краски и литература Тихого Дона»- знакомство с творчеством донских писателей, поэтов, композиторов, художников, казачьим фольклором, художественными промыслами.

Программа построена на народном календаре, годичном цикле жизни казаков. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Педагогами разработана система планирования (для средней, старшей, подготовительной групп) и определены основные виды деятельности:

игра (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные, казачьи игры: подвижные и др.); комплексные занятия нравственной и эстетической направленности (интеграция); продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

исследовательская (проектная) деятельность; экскурсионная деятельность;

организация праздников и развлечений

Знакомство с традициями и обрядами донских казаков, вовлечение детей и взрослых в организацию, и проведение праздников, гуляний и досугов по сезонным циклам одна из основных форм работы. В ходе подготовки к таким мероприятиям участники узнают историю возникновения праздника, традиции, дети вместе со взрослыми создают костюмы, атрибуты для праздника, разучивают музыкальный и литературный материал. Такие мероприятия очень интересны дошкольникам и запоминаются на долго.

Осенью по традиции отмечаются «Покров», «Отец, мать и я – казачья семья»,

зимой- «День Матери – Казачки», «Рождество», «Святки»,

весной – «Масленица», «Пасхальные гуляния», 9 мая - День Победы, отмечается, как День памяти, павших на поле брани,

летом – «Троица»-праздник Березы.

Нами ведется планомерная работа по расширению форм взаимодействия с социумом. Детский сад активно сотрудничает с казаками Матвеево курганского юрта, частые гости в Алёнушке учащиеся сош№1 (профильного класса)

Развитию устойчивого интереса к культурному наследию и истории своей малой родины способствуют экскурсии воспитанников в музей библиотеку.

Важным моментом обновления содержания образования является единство развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми. Создание развивающей среды в соответствии с современными требованиями позволяет совершенствовать эффективность педагогического процесса, обеспечить доступность развивающего пространства и предоставить каждому ребенку возможности самостоятельного выбора деятельности.

В «Аленушке» в образовательном процессе задействовано все пространство и помещения детского сада (помимо групп, это лестничные пролеты, коридоры). Там располагаются выставки «История казачьего костюма», «Донской вернисаж», фотовыставка «Преданья старины».

В групповых помещениях предметно-пространственная среда, представленная макетами, стендами по истории родного края и казачества, дидактическими играми, народными игрушками.

Мини-музей «Казачья горница» расположен в одной из групп.

В музее можно познакомиться с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа Донского края.

Основной формой работы в музее является проведение обзорных экскурсий и тематических занятий :

История казачьего костюма.

Игры и игрушки прошлых лет.

Народные праздники и гуляния.

Традиции Донских казаков.

Фольклор казачьего народа.

В музее вниманию ребят представлено внутреннее убранство казачьей хаты. В хате есть стол, лавки, люлька, сундук, печь с ухватом.

Создают атмосферу домашнего уюта рушники, покрывала, скатерти с вышивками, вязанные крючком салфетки и самотканые половики.

Главными экспонатами является глиняная утварь, самовар, деревянная прялка, коромысло, утюги (рубель, литой (чугунный).

Для проведения народных праздников создана коллекция взрослых и детских казачьих костюмов, исторически стильных, красочно оформленных и очень любимых детьми.

Продолжение музея можно увидеть на территории детского сада. В одном из уютных уголков расположено Казачье подворье: колодец, стол со стульями, курень, телега, мельница. Здесь же расположен огород, хозяйственный двор с домашней птицей и прочей живностью.

Донской колорит подворью придают подсолнухи, стог сена, тыква, кукурузные початки, плетеные косы из лука, чеснока, перца.

Мини-музей детского сада дарит маленьким посетителям уникальную возможность соприкоснуться с историей, прошлым своей малой родины.

Успешная реализация программы во многом зависит от подготовленности педагогов. Прежде всего, важно заинтересовать этой работой всех специалистов, углубить знания педагогов о истории и культуре Донского края. С этой целью в методическом кабинете оформляется выставка новинок методической литературы, в детском саду проводятся консультации, семинары: «Обновление содержания образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС», «Планирование работы с детьми по вопросу ознакомления с малой Родиной», «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» и др. Создается банк программных разработок и мультимедийных пособий по ознакомлению детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями. Педагоги принимают участие в вебинарах, семинарах по теме реализации регионального компонента.

Детство – время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний. Ребёнка окружает любопытный для него мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающий к воображению, мир города, в улицах которого кроется тайна жизни и многие другие детские забавы, мир людей, по образу которого ребёнок творит свой собственный внутренний мир. Ребёнок-дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы родители и педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой Дона, поддерживали его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывали патриотизм и любовь к своей Родине.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Методическая разработка «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Методическая разработка на тему: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС» Выполнила.

Педсовет «Театрализованная деятельность в образовательном процессе ДОО» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» Педсовет по теме «Театрализованная деятельность в.

Проект-презентация «Нормативно-правовая база ДОО в условиях реализация ФГОС до» Проект-презентация на тему: «Нормативно-правовая база ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» 1. В Федеральном законе «Об образовании.

Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС Тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время. На.

Реализация регионального компонента при взаимодействии с родителями в ДОУ Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования. Опираясь в своей работе на программу «Наш.

Реализация регионального компонента во второй младшей группе для детей 3–4 лет Реализация регионального компонента. Реализуя Примерную основную образовательную программу «Радуга», данный раздел рабочей программы поможет.

Взаимодействие с родителями в условиях внедрения ФГОС ДО Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО Орлова Т. Э., методист МОУ ДПО «Учебно-методический.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до»
Опубликовано: 14 октября 2018 в 11:22
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Удовенко (УИ 936004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД