Татьяна Кузьмина
Реализация регионального компонента посредством проектной деятельности. Проект «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Реализация регионального компонента посредством проектной деятельности, Проект „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента :
• изучение национальных традиций и обычаев;
• воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;
• обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного языка и знакомства с языковыми особенностями народов других национальностей, проживающих на территории нашего региона;
• изучение истории Хакасии во взаимосвязи с культурой и историей России;
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
• воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
• развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
• формировать интерес к культурному наследию региона;
• воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
Результат-эффект:
• У детей будут сформированы знания о родной стране, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
• Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
• Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
• Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
Результат-продукт: пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.
Участники проекта :
• дети;
• воспитатели;
• специалисты ДОУ;
• родители.
Сроки реализации (долгосрочный проект) : сентябрь – май.
1 этап Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
• Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
1. Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться ими.
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
3. Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех специалистов.
3 этап. Выполнение проекта
Формы и методы работы с педагогами
1. Посещение воспитателей ГМО по региональному компоненту в других ДОУ.
2. Консультации для педагогов ГМО.
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»;
• сюжетно-ролевая игра «Семья»;
• оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Собери узор», «Найди матрешку»
Познавательное развитие
• игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;
• проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы : “Россия – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Хакасия!», «Семья. Родословное древо моей семьи», «История матрешки», «Хохломская роспись», «Самовар».
Продуктивная деятельность
• виды росписи в народно-прикладном творчестве;
• лепка «Животные и птицы нашего леса»;
Развитие речи
• составление творческих рассказов «Мой любимый город Саяногорск»;
• беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»;
Ознакомление с художественной литературой:
• чтение хакасских сказок;
• разучивание русских народных песен.
Музыка
• «Мы играем в оркестр народных инструментов»;
Формы и методы работы с родителями
• беседы с родителями о важности данной проблемы;
• целевые прогулки и экскурсии (Краеведческий музей, к памятникам);
• оформление папки-передвижки «Люби и знай свою Хакасию»;
• привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами хакасского, русского быта;
4 этап. Презентационно – завершающий:
1. Представление своего проекта на ГМО.
2. Оформление регионального уголка
3. Открытое занятие “Моя Родина! ”
4. Выставка продуктов детской деятельности.
5. Оценка этапов реализации проекта детьми.