Вааль Марина Сергеевна
Реализация регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников на примере города Усть-Каменогорск
▼ Скачать + Заказать документы
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
Автор статьи: воспитатель второй категории Вааль Марина Сергеевна, детский сад-ясли №7 "Радуга"
В статье раскрываются особенности внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс ДОУ на примере города Усть-Каменогорска. Также определены условия, при которых использование регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников будет наиболее эффективным.
Публикация «Реализация регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников на примере города Усть-Каменогорск» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Ключевые слова: экологическое воспитание, регионализация образования, Усть-Каменогорск, «малая Родина».
Что такое любовь к природе? Восхищение, красивые слова или же сопереживание ей, бережное и трепетное отношение независимо от каких-либо обстоятельств? Она не приходит из ниоткуда, а передается от родителей к детям, от старших к младшим, от учителя к ученикам. Бережное отношение к природе, любовь к родному краю, первоначальные основы природоведческого мировоззрения составляют актуальную суть экологического воспитания дошкольников на сегодняшний день
Быть истинным Человеком, патриотом своей Родины немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К. Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Обращение к отеческому наследию воспитывает в детях уважение, гордость за землю, на которой они живут.
По мнению великого педагога В. А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира" [1].
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Для этого нужно обязательное изучение своей «малой» Родины, знание экологических особенностей родного края и организация, в зависимости от возможностей дошкольного учреждения, внутренней и внешней природных зон и посильному труду в них. Только это приведет к действительному познанию своего города, района, наполнит не только память и ум, но и обогатит душу, сердце.
Проблемы регионализации образования и реализации регионального компонента обусловлены разными обстоятельствами, в числе которых называют недостаточную учебно-методическую обеспеченность, отсутствие специальной подготовки у педагогов, разрыв психолого-педагогической науки и педагогической практики. Естественно, что их разрешение возможно, если: постоянно повышать уровень профессионализма педагогов по данному вопросу, создать учебно-методическое обеспечение дошкольного учреждения на основе краеведческого материала [2]. Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить детей бережно относиться к природе своего города, края, своей Родины.
Экологические проблемы местного региона непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность породила потребительское отношение к природе. В связи со сложной экологической обстановкой в городе и области, давно появилась необходимость экологического образования, воспитания и просвещения детей, молодежи и в целом всего населения.
Практическая организованная деятельность в сфере экологического образования в масштабах нашего города проводится на протяжении многих лет. C 2011 года в соответствии с проектом «Экология-Государство-Бизнес-НПО-СМИ» в городе систематически проводятся различные экологические мероприятия, направленные на популяризацию заботы о родном городе. К примеру, ярким событием данного направления стала ежегодная экологическая акция «Посади свое дерево» с участием студенческой и работающей молодежи, детей и родителей детских садов г. Усть-Каменогорска. Также традиционным в Усть-Каменогорске стало проведение познавательных программ среди детей «Экознайка», «Эко спасатель», «Эко эрудит».
Итогами такого партнерства стали: многие чистые, озелененные территории областного центра ВКО, повышение активности детей, школьников, студенческой и работающей молодежи, предприятий - партнеров. Полученные знания новых образовательных и игровых технологий методистов и воспитателей дошкольных учреждений содействуют развитию экологического мышления детей и родителей. Подобного рода мероприятия способствуют не только развитию нового мышления, но и вовлекают в процесс практической экологической деятельности, направляющей на оздоровление окружающей среды, широкие круги населения всех возрастов. Растет эффективность программ экологического образования и просвещения в образовательных учреждениях. С помощью СМИ у населения возникает понятие и желание позитивно менять мир вокруг себя. [3].
Как известно, 2008 год в нашей области проходил, как год экологии в связи с чем, была принята новая региональная программа «Охрана окружающей среды Восточно-Казахстанской области на 2008-2010 годы». Эти факторы актуализировали необходимость совершенствования всех ступеней экологического образования региона, начиная с дошкольных учреждений и способствовали разработке Программы воспитания в организациях образования Восточного Казахстана на 2009-2014 годы, в которой особое место отводится экологическому воспитанию детей.
По результатам многих диагностик, в анализе состояния воспитательной системы региона выделена проблема несформированности культуры здорового образа жизни и экологии человека и природы, т. е. физической и экологической культуры. К сожалению, первые Типовые программы воспитания и обучения дошкольников в блоке «Познание» не предусматривали экологического воспитания дошкольников, а были направлены исключительно на изучение окружающего мира. Новые аналогичные программы, утвержденные приказом И. О. министром образования и науки РК А. Жакупова от 21 сентября 2009 года №439 «Алашы адам», «Зерек бала» и «Біз мектепке барамыз», включили новый, очень важный и актуальный блок «Основы экологии», направленный на экологическое воспитание дошкольников [4]. Это вселяет надежды, на подготовку в дальнейшем экологически просвещенных граждан нашего региона.
Была разработана также Областная программа воспитания. Ценность программы заключается в том, что она построена на освоении новых концептуальных подходов в сфере воспитания, вызванных политическими, экономическими и социальными переменами последнего времени. Среди признанных национальных ценностей особо выделены познание, сохранение и преумножение богатства природы как фундамента существования человека. Отсюда среди ценностных компетенций как результата воспитания называются навыки использования знаний для поддержания экологического равновесия, проявления заботы о сохранении окружающей среды [5].
Именно эти особенности экологического образования дошкольников обусловливают необходимость использования регионального компонента, который позволяет:
- наполнить доступным и конкретным для детей материалом содержание экологического образования и воспитания;
- стимулировать интерес дошкольников к изучению природы родного края;
- достигнуть связи обучения с решением на практике экологических проблем.
Отсюда можно сформулировать самоценность и самозначимость регионального компонента: он призван закладывать основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины [6].
В дошкольных учреждениях образования Усть-Каменогорска накоплен определенный опыт включения регионального компонента в содержание экологического образования и воспитания. Но для этого необходимо работать над обогащением развивающей среды.
Большое значение необходимо уделять подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью коллектива педагогов и родителей подобрать коллекцию иллюстраций, которые знакомят детей с растительным и животным миром Восточно-Казахстанской области. Иллюстрации могут быть оформлены в альбомы и систематические выставки, такие как “Птицы нашего края”, “Животные ВКО”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т. д. Такие альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания с детьми.
В ДОУ должна быть оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными области. Знакомство с ней можно проводить как в свободное время, так и на специально организованных занятиях, где дети узнают не только о назначении Красной книги, растениях, животных, в том числе птицах, рыбах нашего края, которые находятся на грани исчезновения, но и усвоят нехитрые правила:
- не рвать лесные и полевые цветы;
- даже в лесу ходить по тропинкам;
- подкармливать птиц, не разорять гнезд;
- не оставлять после себя мусор;
- беречь природу.
В группе можно создать и целую «экологическую лабораторию», где юным «экологам» и «биологам» будет интересно работать с натуральным природным материалом, и ставить свои маленькие опыты и эксперименты. Для этого должна быть собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. Например, природный материал, собранный вместе с детьми на прогулке:
- шишки хвойных деревьев,
- желуди дуба,
- гроздья рябины,
- плоды шиповника,
- листья березы, осины, тополя, клена, и других растений, типичных для нашего региона, станут отличным материалом для рассмотрения и изучения детей.
Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии в городские парки, на прогулках по участку, во время наблюдений. При проведении занятий предпочтение отдается комплексным и интегрированным, таким как “Воздух – невидимка”, “Волшебница вода”, “Осенняя палитра” и др. Наряду с занятиями проводятся опыты, игры, беседы. Большое внимание уделяется чтению художественной природоведческой литературы, рассказам из жизни детей и педагогов.
Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, произрастающих на участке детского сада, изменением покрова земли, поиск и определение животных во время прогулки (птиц, насекомых) сопровождаются ведением календаря природы, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление детей.
Свои знания о природе родного края дети могут демонстрировать в викторинах «Гуляй, да присматривай», «Знай и люби родную природу», играх-соревнованиях «Жасыл ел», «Кругозор», «Наша природа – наше богатство». Для ребят среднего и старшего дошкольного возраста нужно проводить экологические детские праздники. На таких мероприятиях необходимо рассказывать о защите растений и животных, о той пользе, которую все живые существа приносят людям. Можно предложить следующие темы для сценариев: времена года, День урожая, День защиты животных и растений, День земли и прочие. Главное привить детям чувство благодарности природе за ее дары и ответственное к ней отношение, призвать сохранять все богатства родной природы.
Два раза в год должен проводиться “День туриста”, для проведения которого наилучшим образом подойдут природные условия экологического парка на Левом берегу или комсомольского полуострова. В его организации и проведении принимали бы активное участие и специалисты детского сада, родители и дошкольники. Во время таких акций у детей была бы возможность не только наблюдать явления и объекты природы в естественной обстановке, но и поучаствовать в веселых играх и соревнованиях.
Особое значение стоит придать организации зимней подкормки птиц. Каждую зиму стоит организовывать акцию «Поможем пернатым». Для этого следует провести с детьми работу по заготовке корма из семян растений и деревьев, крошки и т. д. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах родного края, таких как голуби, воробьи, вороны, сороки, синицы, и др. Дети смогут непосредственно наблюдать особенности их жизни в зимнее время, поймут необходимость зимней подкормки и о том, что человек, подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью оформляются соответствующие стенды, проводятся консультации, экскурсии, собрания. Вместе с детьми на протяжении учебного года родители принимают участие в экологических праздниках и конкурсах, которые проводятся в детском саду (“Чудеса с осенних грядок”, “Огород на окне”, “Флористика”). Также родителей можно привлекать к участию в экологических конкурсах проектов “Мир глазами детей”, проводимых как в дошкольном учреждении, так и на уровне города, к оформлению тематических выставок из бросового материала, рисунков и плакатов: “Мой город Усть-Каменогорск”, “День Земли”, “Оставим елочку в лесу”. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению педагогов, родителей и детей.
Таким образом, если создать правильную развивающую экологическую среду в дошкольном учреждении в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относиться ко всему живому, у них появится стремление беречь и оберегать природу родного края, сделать ее еще краше. Экскурсии по городу и области обогатят детей новыми впечатлениями, научат их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы знакомство детей с правилами поведения в городской экосистеме изменило мотивацию их поведения в природе, дети следовали определенным правилам, осознавая их значение и эмоционально прочувствовав последствия их несоблюдения. Основным мотивом поведения дошкольников должно стать стремление сохранить свое здоровье в условиях города, улучшая природную среду родного города, что проявлялось бы в желании детей участвовать в посильных природоохранных акциях.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу родного города и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников [7].
Список использованной литературы
1. Егоренков Л. И. Ознакомление с природой в дошкольных учреждениях. — М., 1999. — 86 с.
2. Сударчикова С. Ф. “Общие вопросы регионализации дошкольного образования” г. Иркутск, 2003 г. – 73 c.
3. Информационный центр акима ВКО
http://ust-kamenogorsk.kz/oblast/yekologicheskie-mysli-partnerskii-proekt.html Статья «Экологические мысли. Партнерский проект».
4. Интернет-источник http://www.bala-zan.kz/nzakon/1855-ob-utverzhdenii-tipovogo-kompleksnogo-plana-po-usileniyu-vospitatelnogo-komponenta-processa-obucheniya-vo-vseh-organizaciyah-obrazovaniya.html
Статья «Об утверждении Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования».
5. Лантушенко Н. Н. статья «Региональный компонент в системе экологического образования дошкольников и младших школьников»
6. Мишарина Л. А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края: Учебное пособие. - Иркутск, 2006. – 69 c.
7. Интернет-источник http://ds82.ru/doshkolnik/3267-.html
Статья Соколовой Т. А. «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»