Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Галина Ермолаева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»перед педагогами дошкольной образовательной организации встал вопрос о взаимодействии семьи и ДОО в современных условиях. Теперь педагоги должны сделать всё, чтобы поддержать действия родителей в воспитании и развитии детей, вовлечь их в образовательный процесс. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Основными задачами в работе педагогов является:

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах

- установить сотрудничество с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Одним из основных способов вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность.

Особенностью проектной деятельности в ДОО является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить замысел или цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер партнерских отношений, в котором принимают участие воспитанники и педагоги ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители или законные представители ребенка.

При проектной деятельности родители (законные представители) помогают ребенку найти необходимые средства и способы при решении поставленной проблемы, а также знакомят воспитанников с новыми. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к взрослым, совместные чтения детских познавательных и справочных изданий, наблюдений. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих воспитанников, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Рассмотрим один из проектов, разработанный воспитателем с учетом мнения участников образовательных отношений: воспитанников и их родителей (законных представителей) группы среднего дошкольного возраста по теме «Осень».

Паспорт проекта

Участники проекта : воспитатель, дети средней группы, родители (законные представители) воспитанников.

Вид проекта : групповой

Тип проекта : познавательно - творческий

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь - октябрь)

Актуальность

Природа в душе ребенка оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимание на многие признаки этого замечательного времени года, формируют умения прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.

Проблема проекта :

В процессе наблюдения было выявлено, что дети недостаточно владеют экологическими представлениями о растительном мире, затрудняются в умении устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы, знании народных примет и сельскохозяйственных профессий.

Кроме того нет знаний о том, как необходимо вести себя в природе. Исходя из этого, необходимо пополнение знаний детей, расширение их кругозора и экологической позиции.

Цель:

Способствование расширению и систематизации знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

Углубить представления об изменениях в природе осенью;

Способствовать развитию умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Привлечь внимания к окружающим природным объектам;

Способствовать обогащению словарного запаса детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»…;

Способствовать расширению представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;

Способствование формированию нравственных и духовных качеств ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Содержание проекта

I. Подготовительный этап

a) Содержание совместной деятельности с детьми

Модель трех вопросов

Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать?

Опадают листья

Листья становятся желтыми

Идет дождь

Исчезают насекомые

Улетают птицы

Собирают урожай Почему падают листья?

Почему листья желтеют?

Куда улетают птицы?

Почему вянут цветы? Спросить у родителей

Спросить у воспитателя

Прочитать в книгах

Узнать из компьютера

Из наблюдений

b) Содержание совместной деятельности с родителями

1. Анкетирование «Экологическое образование в семье?

c) Материалы и оборудование (обогащение РППС группы, работа по обобщению педагогического опыта

1. Подбор информации для родителей в информационный стенд.

2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

3. Оформление книжного уголка, уголка природы на тему «Осень»

II. Организационный этап

Содержание совместной деятельности с детьми

Содержание совместной деятельности с родителями

Материалы и оборудование (обогащение РППС группы, работа по обобщению педагогического опыта

1. Проведение бесед по теме:

a) «Наша одежда осенью»

b) «Почему опадают и желтеют листья»

c) «Куда улетают птицы»

d) «Животные осенью»

e) «Что такое листопад»

f) «Осенние приметы»

g) «Как звери готовятся к зиме»

h) «Осенние дары»

i) «Осенние хлопоты»

j) «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»

k) «Кто помогал цветам расти?»

l) «Что было сначала, что будет потом?»

m) «Где еще растут садовые цветы?»

n) «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

o) «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»

p) «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»

q) «Почему исчезли насекомые?»

2. Пальчиковая гимнастика по теме:

a) “Осень»

b) «Собираем листочки»

c) «Вышли пальчики гулять…»

d) «Ходит осень в нашем парке»

e) «Листья осенние тихо кружатся»

3. Дидактические игры:

a) Чудесный мешочек

b) Что растет на грядке

c) Собираем урожай

d) С чьей ветки детки?

e) С какого дерева листок?

f) Четвертый лишний

g) Назови и покажи

h) Отгадай, о ком идет речь

i) Один - много

j) Подбери действие

k) Подбери слова

l) Когда это бывает

m) Приметы осени…

4. Чтение художественной литературы

a) Ю. Тувим "Овощи"

b) А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

c) А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

d) Н. Егоровой «Листопад»

e) И. Соколов- Микитов «Листопадничек»

f) В. Сутеева «Под грибом»

g) Я. Тайца «По грибы»

h) И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

i) К. Бальмонта «Веселая осень»

j) М. Ивенсен «Падают, падают листья»

k) Загадки, пословицы и поговорки

5. Рассматривание иллюстраций

a) И. Левитана «Золотая осень»

b) «Фрукты и овощи»

c) «Деревья и кустарники»

d) «Птицы»

e) «Дикие животные»

6. Просмотр презентаций

a) Краски осени

b) Животные осенью

c) Осенние загадки

d) Дары осени

7. Прослушивание музыкальных произведений

a) Вивальди «Времена года»

b) Чайковский «Осень».

8. Рисование: ««Осенние листья»», «Осень в лесу»

9. Аппликация: «Осеннее дерево», «Витаминная карзина»

10. Лепка: «Собираем урожай», «Морковка для зайки»

1. Участие во всероссийском конкурсе рисунков «Осенняя фантазия», «Чудеса природы»

2. Выставка поделок «Разноцветная осень»

3. Фотоколлаж осенние прогулки

4. Музыкальное развлечение «Осень, осень в гости просим»

5. Тематические рекомендации:

«Правила поведения в природе»

«Экологическое воспитание в семье»

Экологические игры в семье»

«Как подкармливать птиц зимой»

«В союзе с природой»

6. Гербарий из листьев деревьев

7. Сбор природного материала

1. Альбомы:

a) Деревья

b) Овощи и фрукты

c) Перелетные и зимующие птицы

d) Грибы

e) Сельскохозяйственные работы людей

f) Осень в картинках художников

g) Гербарий из листьев деревьев

2. Художественная литература по теме

3. Картотека загадок

4. Иллюстрации по теме

5. Мнемотаблицы по теме

III. Итоговый этап

Содержание совместной деятельности с детьми

Содержание совместной деятельности с родителями

Материалы и оборудование (обогащение РППС группы, работа по обобщению педагогического опыта

Выставка детских работ 1. Выставка семейного творчества «Разноцветная осень»

2. Фотоколлаж осенние прогулки

3. Музыкальное развлечение «Осень, осень в гости просим» Пополнение папки портфолио воспитанника творческими работами.

Совместное участие в проектной деятельности помогло лучше узнать друг друга, поделились опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско – родительские отношения. У родителей появились заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. Особенностью данного проекта является то, что вместе мы не только активно познавали и осваивали новое, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители выступали не в роли наблюдателей, а принимали активное участие. И главный результат проделанной работы, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, бережное отношение к природе.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) В настоящее время, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученый пришли к выводу о том, что в современных.

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,.

Нравственное воспитание подростков посредством реализации проектной деятельности. Творческий проект «В. В. Маяковский» Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство.

Перспективный план «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности во второй младшей группе» Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель: • воспитание гуманного отношения к природе.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Актуальность данной темы состоит в том, что вопросы нравственного воспитания волновали общество во все времена и продолжают оставаться важными.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кудряшова Людмила Владимировна,старший воспитатель МБДОУ № 62 и №119 город Дзержинск,.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание- это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (часть 1) ВведениеНа современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Экологическое воспитание детей с ЗПР. 2 слайд Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 26 октября 2019 в 13:47
+202Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ермолаева (УИ 160588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД