Ольга Сарайкина
Педагогический проект на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством игры»
Срок реализации проекта– 1 год
Вид проекта – познавательный
Цель проекта : формирование у детей младшего дошкольного возраста чувство патриотизма и любви к Родине
Задачи реализации проекта :
- интегрирование содержания нравственно-патриотического воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
Публикация «Педагогический проект на тему „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- формирование нравственно-патриотических чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- обогащение словарного запаса детей в процессе игры и диалогического общения;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования
Актуальность проекта
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть сообща, стремление радовать старших хорошими поступками. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. С младенчества ребенок слышит родную речь. Сказки, пословицы, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник положительных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный опыт. В игре каждому приходится подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется уважительное отношение к культуре родной страны. Создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка. Большое значение в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников играют дидактические игры. В них развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Чувство уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры». Цикл дидактических игр по родному городу помогают в развитии любви к родной земле и к своему народу. При воспитании нравственных качеств также используются словесные игры. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игровую деятельность является самым результативным и естественным.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов :
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством игры, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области нравственно-патриотического воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания детей;
Участники проекта :
- воспитатели
- дети младшего дошкольного возраста группы №3
- родители (законные представители)
- музыкальный руководитель
Механизмы реализации проекта :
- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- формирование партнерского сообщества сотрудников ОП «Детский сад «Ромашка», детей и родителей в процессе организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Методы реализации проекта :
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр, словесных и народных игр
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, народные,словесные, дидактические, игры-драматизации и др.);
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка.
- проведение игр: дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», малоподвижных («Мирилка», словесных («Река вежливости», «Цветок красивых слов», «Люблю своих близких») и т. д.
Основные принципы проекта :
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
3. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и нравственно- патриотического воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
4. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
5. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли)
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы);
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных, дидактических, русских народных и словесных игр
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Календарный план реализации проекта :
Сентябрь
1. Анкетирование родителей о нравственно-патриотическом воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении
2. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»
4. Консультация для педагогов «Значение народных игр в патриотическом воспитании дошкольников»
Октябрь
1. Чтение русских народных сказок, потешек, пестушек.
Цель: формировать представление детей об устном народном творчестве
2. Игра-беседа «Моя малая родина»
Цель: познакомить детей с понятием «малая родина», воспитывать любовь к малой родине.
3. Народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Заинька», «Ходит Ваня».
4. Рассматривание иллюстративного материала с матрешками; рисование платочков для матрешки.
Ноябрь
1. Игра - беседа «Моя любимая мамочка»
Цель: формировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребенка с родными.
2. Дидактическая игра «В гостях у куклы Антоши»
Цель: формирование представления о семье, воспитывать заботливое отношение к членам свое семьи.
3. Игра-развлечение «Кот Васька»
Цель: знакомить детей с народными играми, песнями; развивать познавательную и двигательную активность.
Декабрь
1. Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»
Цель: знакомить детей с трудом работников детского сада; воспитывать уважение к труду взрослых.
2. Дидактическая игра «Не поделили игрушку»
Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
Цель: вызвать желание говорить о своих близких,называть их имена.
4. Изобразительная деятельность на тему : «Нарисуй новогоднюю елочку»
Январь
1. «У матрешки – день рождения» -игровая ситуация по приобщению детей к истокам русской народной культуры
2. Игра «Мы едим»
Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть
3. Игра-развлечение «Вот так конь»
Цель: сформировать представление о народной игрушке, знакомить детей с деревянными и глиняными игрушками.
Февраль
1. Чтение стихотворений А. Барто «Самолет», С. Михалкова «А что у вас?»
Цель: формировать патриотические чувства, обогащать знания детей.
2. Игра-соревнование «Сильные и ловкие»
Цель: способствовать формированию мужских качеств: сила, ловкость, быстрота.
3. Словесная игра «Добрые слова»
Цель: закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова», воспитывать положительное отношение друг к другу.
4. Игра-беседа «Я берегу игрушки»
Цель: формирование умений и навыков обращения и игрушкой.
Март
1. Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»
Цель: формирование у детей понятия о русском народном фольклоре; развивать связную речи, мелкую моторику.
2. Игра-драматизация «Петушок и его семья»
Цель: воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.
3. Подвижная игра «Курица и цыплята»
Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям; создать положительное эмоциональное настроение у детей.
4. Изобразительная деятельность на тему : «Масленица к нам пришла».
Апрель.
1. Дидактическая игра «Найди флаг»
Цель: знакомить детей с символикой родной страны, учить выделять флаг России из числа флагов других стран.
2. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
3. Игра-беседа «Природа России»
Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Май
1. Игра-путешествие «Мой город»
Цель: формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором живем.
2. Дидактическая игра «Наш детский сад»
Цель: закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках.
2. Итоговая диагностика.
Содержание работы с родителями:
- взаимодействие ДОО с семьями воспитанников, встречи с родителями, беседы, анкетирование родителей по темам проекта;
- привлечение родителей к проведению групповых совместных мероприятий, создание с родителями выставок;
- сочинение сказок с детьми на нравственно-патриотическую тему;
- наглядная информация для родителей «Воспитание юного патриота в семье».
Список используемых источников:
1. Лунина Г. В., Воспитание детей на традициях русской культуры-М. :2005
2. Петрова В. И. ,Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. :2006.
3. Князева О. А. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры,2002
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры,1986
5. Агамова Н. С., Слепцова И. С. Народные игры для детей
6. Науменко С. М. Русские народные игры с напевами
7. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры,2005
8. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,2017