Евгения Жилкина
Нравственное воспитание подростков посредством реализации проектной деятельности. Творческий проект «В. В. Маяковский»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
В. Г. Белинский
Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.
Ф. М. Достоевский
В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность.
А. Эйнштейн
Публикация «Нравственное воспитание подростков посредством реализации проектной деятельности, Творческий проект „В, В, Маяковский“» размещена в разделах
- Маяковский В.В. для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Нравственное воспитание-процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Оно является частью всего процесса духовного формирования личности, определяющую роль в котором, играет социальная среда. .
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и группы, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.
Задачи нравственного воспитания :
Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
Формирование позиции личности и нравственных чувств;
Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и. чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях морально-нравственными принципами.
Одним из эффективных методов в нравственном воспитании является
Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент воспитательного процесса, оказывается очень эффективной, предоставляет подросткам максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому и нравственному развитию личности.
Максимальной эффективности в процесса нравственного воспитания подростков можно достичь при условии погружения их в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.
Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше принимается информация.
Создание условий для активизации личностного потенциала подростков, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Совместная проектная деятельность подростков и педагога — одна из важнейших составляющих процесса воспитания.
Так как 2015 год объявлен годом литературы в России, мы не остались безучастны и создали собственный творческий проект.
В силу того, что литературно-художественное произведение есть «картина жизни», образная модель действительности, истории народа и его нравственно-психологического облика, оно предоставляет возможность подростку соотнести с собой исторические сюжеты и образы, т. е. создать своеобразную базу для самовоспитания; познания мира посредством литературно-художественного текста, поэтической реальности. Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову -основе духовной жизни народа, т. е. приобщает подростков к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности подростков, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения их в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность. Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.
В. В. Маяковский- один из величайших русских поэтов серебряного века, яркая и своеобразная личность, выдающийся и исторически значимый персонаж в развитии литературы, отличающийся оригинальностью стиля как в написании произведений, так и в их преподнесении и оформлении.
Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии
Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, сплошного сердца-так о нем писали.
А сам он о себе говорил следующее в написанном в [1913]году стихотворении «О себе любимом» :
«…Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!»
И так, о проекте.
Творческий проект В. В. Маяковский.
Цель проекта- формирование духовно-нравственного сознания и социальной компетентности личности подростка посредством применения его способностей и возможностей в творческой деятельности, направленной на поиск и изучение личности и творений поэта.
Задачи:
1. Учить находить интересную информацию о русской литературе, в частности о творчестве и личности В. В. Маяковского из разных источников, пробовать себя в различных сферах на основе цели проекта
2. Учить использовать найденный материал для решения познавательных и творческих задач;
3. Развивать коммуникативные умения, работая в группе сверстников и совместно с педагогом;
4. Развивать исследовательские умения;
5. Развивать системное мышление, разрабатывая программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями и поставленными целями
6. Воспитывать морально-нравственные и эстетические качества личности
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели.
Программа проекта.
1. Ознакомление с темой, целями, задачами проекта, планирование деятельности, распределение обязанностей
2. Выбор и посещение экскурсионных мест
3. Просмотр видеофильмов о личности и творчестве поэта
4. Литературные вечера в рамках воспитательских занятий по эстетическому воспитанию
5. Подборка фотоматериалов
6. Оформление тематического плаката
7. Оформление и пополнение тематического стенда
8. Оформление книжной выставки
9. Представление проекта, посвященного творчеству В. В. Маяковского
Основные линии проекта.
1. Личность (биография, образование, деятельность)
2. Темы творчества (любовь, политика, лирика, сарказм)
3. Деятельность (работа, увлечения, путешествия)
4. Гражданская позиция (взгляды и убеждения)
5. Взаимоотношения с коллегами
Приемы работы.
1. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов;
2. Мотивация деятельности;
3. Сравнение, аналогия;
4. Предложение на выбор различных заданий;
5. Взаимопроверка;
6. Самостоятельное формирование выводов;
7. Использование наглядности.
Этапы процесс формирования ценностных ориентаций подростков в проектной деятельности :
-эстетический (формирование эстетического вкуса, как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
-интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью, навыками логического мышления);
-познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
-творческий (создание творческих работ, проектов и т. п.);
-исследовательский (выполнение различных исследовательских
работ)
Актуальность и результат.
Нравственное воспитание подростков посредством литературы -насущная проблема современности. В современных условиях на литературу возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя частью социума. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека — это проблема, от решения которой зависит не только будущее самого подростка, но будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования и воспитания определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Использование инновационных технологий, разработка проектов и вовлечение подростков в совместную творческую и исследовательскую деятельность, влияет на эффективность решения не только воспитательских и социальных задач, но и пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания для педагогов. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, педагогам, приходится воплощаться, особо значима роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего подростку восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек.
Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания подростков, сознанием ими своих национальных корней, патриотизму. Проектная деятельность же позволяет развивать индивидуальные познавательные способности каждого подростка, развивать самопознание и воспитывать сознание, самоопределяться и самореализоваться в социальной среде.