Наташа Белоусова
Развлечение «Чудный звон колоколов» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Составили: воспитатели МОУ детского сада №290 г. Волгограда Белоусова Н. А. и Джакашева Е. В.
Пояснительная записка
В наших давно отвыкших от тишины городах, где постоянным звуковым фоном стал шум моторов и грохот работающей техники, звон колоколов может многим показаться едва ли не музейным экспонатом. Именно в России, как ни в какой другой стране, колокола пользовались особой народной любовью и благоговейным уважением. Звон колокола собирал народ на вече, приветствовал высокопоставленных гостей, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, приближении врага, объявлял о рекрутском наборе, свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях; обозначал время; указывал дорогу путникам в бескрайних российских просторах и служил маяком морским путешественникам, сообщая о близости берега.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Колокольчики и колокола
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2017
На Руси колокол издревле воспринимался как живое существо, во многом подобное человеку, его части так и назывались: тулово, уши, язык, юбка. Ему приписывалась способность чувствовать и переживать; в его звучании слышалась человеческая речь.
В рамках проекта «Звонкий колокольчик» было проведено развлечение «Чудный звон колоколов» в музыкальном зале МОУ детского сада № 290. Длительность - 25 минут, количество участников – 16 человек.
Предварительная работа с детьми:
1. Цикл бесед: «Для чего нужны колокола?», «Страницы истории», «Как отливались колокола?».
2. Рассматривание тематического альбома «О чем поют колокола».
3. Просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик» и его инсценировка.
4. Слушанье музыкального альбома «Вечерний звон».
5. Чтение и разучивание художественной литературы о колокольчиках.
6. Разучивание песни «Веселый колокольчик» слова В. Татариной.
7. Работа над игрой в ансамбле (оркестр по музыкальным фразам).
Цель:
Закрепление знаний детей об истории возникновения колоколов и колокольчиков на Руси, их разнообразием, особенностями звучания и строения.
Задачи:
- Расширять и систематизировать знания детей о колоколах, колокольчиках и колокольных звонах.
- Упражнять детей в образовании и употреблении в речи относительных прилагательных.
- Закреплять умение детей петь самостоятельно, передавая характер песни, совместно играть на колокольчиках по музыкальным фразам.
- Развивать зрительное восприятие, музыкальный слух детей, их речевую и общую двигательную активность.
- Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.
- Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Ожидаемые результаты:
- Расширены и систематизированы знания детей о колоколах, колокольчиках и колокольных звонах.
- Выработано умение детей самостоятельно образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные.
- Выработано умение детей петь самостоятельно, передавая характер песни, совместно играть на колокольчиках по музыкальным фразам.
- На достаточном уровне развито зрительное восприятие, музыкальный слух детей, речевая и общая двигательная активность.
-Проявилось чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.
- Создан положительный эмоциональный настрой.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, выставка колокольчиков, 2 конверта, 2 лошади на палке, бубенцы, музыкальные инструменты для оркестра, аудиозапись колокольных звонов.
Действующие лица: Фея (взрослый, Валдайский колокольчик (мальчик, Хрустальный колокольчик (девочка, 2 Скомороха (мальчики).
План проведения:
Вводная часть.
В водной части использовалась загадка, с последующим сюрпризным моментом (появление Феи).
Основная часть.
Рассказ Феи – хранительницы о колокольчиках.
Появление Валдайского колокольчика.
Рассказ о городе и музеи Валдай.
Игра – эстафета «Почтальон»
Появление хрустального колокольчика.
Рассказ о городе Гусь – Хрустальный, о музее
Словесная игра «Скажи, какой?»
Исполнение песни «Веселый колокольчик» сл. В. Татаринова
Появление скоморохов, танец скоморохов
Подвижная игра «Бубенцы»
Рассказ о бубенцах, звоннице
Музыкально - дидактическая игра «Определи какой звон?»
Заключительная часть.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Ход:
Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, кто из вас верит в волшебство? (Ответы детей)
Где чаще всего оно встречается? (В сказках)
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет.. (фея)
А кто такие феи? (Ответы детей)
Воспитатель: Феи – это сказочные волшебницы. Бывают Феи цветов, Феи музыки, Феи – хранительницы.
Раздаётся стук и под музыку входит Фея. (инструментальная музыка, вступление, автор неизвестен, СМИ, трек № 1).
Фея: А вот и я, вы меня звали?
Воспитатель: Кто ты красавица?
Фея: Я Фея-хранительница, вы только, что говорили про меня.
Воспитатель: Хранительница чего?
Фея: Хранительница музейных экспонатов.
Воспитатель: Так ты живёшь в музее?
Фея: Да, я живу в музее «Динь – дон». Я его охраняю и оберегаю. А вот какие экспонаты в моём музее, догадайтесь, послушав песенку.
(звучит фонограмма колокольного звона (трек № 2)
Дети: Это играют колокольчики.
Фея: Молодцы вы отгадали, я хранительница музея колокольчиков «Динь – дон».
Колокольчик нам поет - в путь дороженьку зовет. Пойдемте ребята!
Под перезвон колокольчиков дети идут в музей «Динь – дон» (детская шоу – группа Саманта «Дети России»трек № 3)
Фея: Посмотрите как много в моём музее разных колокольчиков. Есть колокольчики, которым очень много лет, а есть совсем молодые. Самому маленькому колокольчику уже около 40 000 лет? И появился он впервые далеко отсюда, в Египте. С тех пор колокольчики всегда рядом с человеком. Большие, маленькие, самые разные: пастушьи, рыбацкие, дверные, станционные, новогодние, корабельные, свадебные, школьные, сувенирные. Звук каждого колокола неповторим, как голос человека, одинаковых нет.
Фея предлагает детям позвонить в разные колокольчики
Фея: А хотите, я дотронусь своей волшебной палочкой до колокольчика и он оживет?
(Фея дотрагивается до валдайского колокольчика волшебной палочкой, звонит в него и под музыку (Железновы, трек № 4, на вступление к песне «Колокольчики звенят») появляется мальчик-колокольчик)
Колокольчик Валдайский : Я - Валдайский колокольчик,
Звонким голосом звеню.
Своей песней провожаю,
Ямщика в далекий путь.
Слайд №1 (Город Валдай)
Фея: Город Валдай красивый и старинный город. В нём было основано колокольное литьё, прославившее город на всю Россию.
Слайд №2 (Валдайский музей)
На Валдае есть музей колокольчиков, пока единственный в России. Валдайскому колокольчику исполнилось уже 210 лет.
Слайд №3 (Тройка лошадей с ямщиком)
Фея: До строительства первой железной дороги единственным средством передвижения на Руси была лошадь, запряжённая в сани или повозку. Почтовой тройке все должны были уступать дорогу, поэтому возник вопрос об особом опознавательном сигнальном устройстве. И вот, кому-то в голову пришла замечательная идея повесить под дугой колокольчик. Колокольчики эти быстро прижились - слышно далеко, да и ехать веселей. Поддужные колокольчики, так понравились людям, что не только ямщики-почтари, но и простые путешественники стали подвешивать под дугой колокольчики.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик громко плачет,
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.
Фея: А сейчас на чём перевозят почту? (Ответы детей) Давайте сейчас тоже побудем ямщиками и развезем почту. Становитесь в две команды, начинаем мы игру.
Игра «Почтальон»
Дети делятся на две команды. Первому стоящему в команде, дается лошада на палке и конверт. Каждый участник команды по очереди выполняет прямой галоп до ориентира и обратно с конвертом в руке. Побеждает команда, которая первая выполнит задание.
Игра сопровождается музыкой (трек № 5, «Поппури на русские народные плясовые» в обработке А. Александрова)
Фея берет в руки хрустальный колокольчик.
Фея: Посмотрите, какой нарядный колокольчик.
(дотрагивается до него волшебной палочкой, звонит в него
и под музыку Д. Тухманов, Ю. Энтин (трек № 6 (после вступления песни «Хрустальный колокольчик» на первый куплет появляется девочка – колокольчик).
Хрус-ый колокольчик : Хрустальный колокольчик,
Веселый голосок,
Звеню я точно в поле,
Под ветром колосок.
И осенью, и летом,
И в снежном серебре,
Мой звонкий голосочек-
Звенит вам о добре.
Слайд № 4 (Город Гусь-Хрустальный)
Фея: Есть в России город мастеров стекла, называется этот город Гусь-Хрустальный, там 8 заводов, где выпускают изделия из хрусталя и стекла.
Слайд № 5 (Завод-музей, хрустальный колокольчик)
Долго трудятся мастера - стеклодувы, чтобы колокольчик получился такой ажурный, нарядный, с чисто-хрустальным звоном. Обращаться с ним нужно очень аккуратно, а то он может расколоться.
Фея: В моём музее много разных колокольчиков. Все они звенят по - разному.
Этот колокольчик сделан из глины. Какой он? (Ответы детей)
Фея: Этот из олова. Какой он? (Ответы детей)
Фея: Этот из пластмассы. Какой он? (Ответы детей)
Фея: Этот из дерева. Какой он? (Ответы детей)
Фея: Этот из меди. Какой он? (Ответы детей)
Фея: Этот из хрусталя. Какой он? (Ответы детей)
Фея: Давайте теперь про колокольчик споем песенку.
Исполняется песня «Весёлый колокольчик» сл. В. Татаринова (трек № 7). Песня сопровождается игрой на музыкальных инструментах (колокольчиках) на фразы динь – динь – динь
1. Весёлый колокольчик –
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Смеётся и хохочет.
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
2. Он пел зимой чуть слышно-
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Но снова солнце вышло-
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
3. и звонкие капели-
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
В ответ ему запели.
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Фея (звенит в бубенцы и говорит) : это самые мои любимые колокольчики. Я их люблю за – то, что они умеют дружить. Кто-нибудь знает, как они называются? (Это бубенцы)
Фея волшебной палочкой дотрагивается до бубенцов. Появляются мальчики скоморохи (два ребенка, под русскую народную мелодию «Как пошли наши подружки» в обработке А. Александрова и исполняют танец
Описание танца
Вступление – 1 – 8 т. стоят в разных концах зала.
9- 15 т. Выполняя подскоки с правой ноги, двигаются по кругу в разных направлениях.
16 т. Останавливаются в центре зала лицом друг к другу
17 – 24 т. на сильную долю такта выполняют хлопки в ладоши:
17 т. - на раз хлопает каждый, на два хлопают правыми руками крест накрест.
18 т. – на раз хлопает каждый, на два хлопают левыми руками крест накрест и д. т. до 24 т.
25 – 27 т. Кувырок вперед, сидят широко раздвинув ноги, руки на поясе.
28 – 35 т. Ритмично соединяют ноги вместе, сгибают, подтягивают их к коленям. Затем опускают, раздвигают в стороны. И так до 35 т.
36 т. встают прыжком, выполняя «звездочку». Поклон. Говорят слова.
Скоморох 1: На Руси, скоморох-
Это шумный переполох.
Скоморох 2: Нам живется лучше всех,
Потому что с нами смех.
Скоморох 1: Бубенцы на колпаках
И костюм в горошек,
Скоморох 2: Будет весело сейчас,
Хлопайте в ладоши.
Фея: Становитесь в круг скорей,
Поиграем веселей!
Игра «Бубенцы»
Дети строят круг. Один из скоморохов берет бубенцы в руки, и под музыку (Украинская народная мелодия «Ой, лопнув обруч?») выполняет подскоки по кругу, а дети хлопают в ладоши. На сильные доли такта скоморох останавливается между дети. Дети, стоящие от скомороха справа и слева становятся друг к другу спиной и по сигналу выполняют бег в разные стороны. Побеждает ребенок, который первый прибежал и взял бубенцы в руки. Игра повторяется 2 раза
Слайд №6 (Ярмарка, скоморох)
Фея: Раньше бубенцами играли на праздниках, ярмарках зазывая народ, вешали на шапочки скомороху который веселил людей.
Слайд №7 (Бубенцы)
Похожи они на маленькие колокольчики, которые сделаны по особенному: круглые, а внутри металлический шарик. Подвешивают бубенцы к женским украшениям, и тогда браслеты и серьги становятся веселыми, звучащими. Сейчас в бубенцы играют дети как в музыкальный инструмент. Как звонко и весело звучат бубенцы. Про них в народе говорят: "Один за всех и все за одного".
Фея: Посмотрите сколько много разных колокольчиков и они все подвешены на ниточках. Что это? (Ответы детей)
Слайд №8 (звонница, звонарь)
Фея: Громко колокол поёт
В колокольнях он живёт
Людям музыка его
Ближе и родней всего.
Фея: В храмах есть колокольни, там находятся колокола разных размеров. В колокола играют специально обученные люди - звонари. В праздники звучит торжественный праздничный благовест, в будни спокойный перезвон. А если случится беда - услышим мы трезвон.
Фея: Послушайте, как звонят колокола, и определите, какой звон : благовест, трезвон, перезвон.
Музыкально – дидактическая игра «Определи какой звон?»
Детям предлагалось звучание колоколов три варианта – «Благовест» (трек № 8, «Перезвон» (трек № 9, «Трезвон» (трек № 10)
Фея: Ребята, какая мелодия вам больше понравилась - одного колокольчика или нескольких. (Ответы детей)
Фея: Я согласна, красиво звучит перезвон нескольких колокольчиков. Не зря говорят: «Дружно – весело, а врозь – скучно»
Фея: Старая народная мудрость гласит: «Пришла беда – звони в колокола, радость пришла – звони в колокола». Давайте и мы с вами устроим колокольный перезвон. Пусть к нам приходят исключительно благие вести!
Ребенок: Колокольчик – музыкант
У него большой талант.
Может он весь день звонить,
Радость людям приносить.
Оркестр «Чудный звон колоколов»(«Полька» И. Штраус, трек № 11)
Оркестровка музыкального руководителя Фролова В. И.
Инструменты: колокольчики, ксилофоны, треугольники.
Вступление – дети берут колокольчики 1 -8 т. Дети, разделившись на две команды, играют на колокольчиках, перекликаясь на сильную долю такта.
9-13 т. Первый воспитатель исполняет нисходящую мелодию от ноты до на ксилофоне.
14 – 17 т. Второй воспитатель на ноте соль исполняет ритмический рисунок восьмушка – четверть с точкой на ксилофоне.
18 – 25 т. Повторить 1 – 8 т.
26 – 30 т. Воспитатели по очередно выполняют ритмичные удары игрой на треугольнике
31 – 38 т. Тутти (воспитатели на треугольниках, дети на колокольчиках выделяют сильную долю такта)
Фея: Какой замечательный перезвон у нас получился. Пусть к нам приходят исключительно благие вести! Считается, что звон колокольчика улучшает здоровье, приносит благополучие. Я дарю вам вот эти колокольчики, с пожеланием счастья и здоровья.
Воспитатель: Дорогая Фея, колокольчики и скоморохи, мы благодарим вас за интересную экскурсию и обязательно пополним ваш музей новыми экспонатами.