Виктория Павленко
Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности. Тема «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов, преобразование глаголов единственного числа во множественное число).
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности, Тема „Насекомые“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Упражнять детей в отгадывание насекомых по совершаемым действиям. Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, альбом «Мир природы. Животные», мяч, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, усов жука, готовые звуковые схемы слов, карточка с ребусом.
Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Назови одним словом».
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Дети заходят в кабинет, но не садятся на свои места
Логопед. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись бабочки, стрекозы, жуки, муравьи, комары и т. д. одним словом это? (Насекомые).
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Вы хотите отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Тогда мы отправляемся в лес, а вернее на лесную полянку, что бы рассмотреть насекомых которые там обитают.
3. Вводная беседа.
Логопед: Садитесь на свои места и представьте, что мы едем в автобусе. Чтобы вам не было скучно, я расскажу вам о насекомых.
Насекомые
Насекомые самые древние и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились давно и приспособились жизни на земле – Как вы думаете, почему их так называют – насекомые? (Предположения детей). Их так называют потому, что у многих из них глубокими насечками тело разделено на несколько частей. У насекомых 6 ног, а многие имеют крылья. Их тела покрыты твёрдой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Насекомые питаются зелеными и опавшими листьями, стеблями, созревшими плодами, древесиной, хвоей, корой деревьев, лакомятся нектаром и пыльцой цветов. Есть насекомые – хищники, они питаются, охотясь на других насекомых. У насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания. Они могут жевать, грызть, колоть, сосать. Природа одарила их защитной окраской, чтобы уберечь их от птиц и других любителей полакомиться насекомыми. Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску, это яркие пятна, пестрые узоры. Некоторые насекомые имеют острое жало. Многие насекомые приносят большую пользу и лесам, и человеку. Но среди насекомых немало таких, которые наносят вред.
А вот и лесная полянка. (Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.)
4. Игра «Угадай кто?» (Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу)
Логопед: Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете. Проводиться с помощью картинного материала, выставленного на наборном полотне (муха, бабочка, комар, стрекоза, пчела, муравей, кузнечик, шмель, жук.)
Порхает (кто)-…. (Бабочка.) Жужжит, звенит, жалит, собирает мёд, ползает, прыгает.
5. Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я шагаю по лужайке-
Сверху ясно мне видна вся зелёная страна.
Вот улитка –добрый гномик-
На себе таскает домик.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нём.
6. Игра «Один - много»
Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как это сделать? Я буду называть одно насекомое а вы будете отвечать так,как будто их много….
Муха, а много …. (мух). Бабочка, а много …. (бабочек)
Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.
7. Игра с мячом «Закончи предложение». (Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами.)
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение».
Майский жук большой, а божья коровка.. маленькая.
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы.. длинные.
У жука усы толстые, а у бабочки.. тонкие.
У шмеля спина широкая, а у водомерки.. узкая.
Комар злой, а бабочка….добрая.
Пчела полезная, а муха… вредная. Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.
8. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе).
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый).
9. Упражнение «Гусеница». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.)
Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.
Этот странный дом без окон Дети лежат на спинах ногами в
У людей зовется «кокон». центр круга.
Свив на ветке этот дом, Поворачиваются на левый бок, поло-
Дремлет гусеница в нем. жив руки под щеку.
Спит без просыпа всю зиму. Переворачиваются на другой бок.
Но зима промчалась мимо — Ложатся на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна. Медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! Потягиваются сидя.
Под весенним ясным солнышком Встают, потягиваются стоя.
Гусенице не до сна. Бегут по кругу, машут руками, как
Стала бабочкой она! крылышками.
10. Проговаривание чистоговорок
Логопед: А сейчас полетим мы на лужок, Сядем дружно мы в кружок. Сядем на пригорке расскажем чистоговорки.
РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары
РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров
ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза
ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы
КИ – КИ – КИ - рогатые жуки
КИ – КИ – КИ - ползают жуки
ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
СА – СА – СА - полосатая оса
СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу
ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - прибежал к нам муравей
ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке
УХ – УХ – УХ - очень много мух
УХА – УХА – УХА – прилетела муха
УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух
НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик
11. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу.