Надежда Меморская
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему:
«Именительный падеж множественного числа существительных»
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цель: Обучать употреблять в речи существительные в именительном падеже множественного числа.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить знания и представления детей об осени, деревьях. Активизировать словарь по теме, продолжать учить отвечать на вопросы, упражнять в употреблении именительного падежа множественного числа существительных.
Учить задавать вопросы и отвечать на них.
Учить согласовывать глаголы 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.
Коррекционно-развивающие задачи : развитие зрительного внимания и восприятия, речевого дыхания и фонематического слуха, памяти, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: игрушка ёжик, су-джок мячи, листья со звуками, парные картинки с изображением деревьев, картинки из настольной игры «Кто в домике живет?», электронная презентация «Один-много», тучка со шнуровкой, елка искусственная.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед:
-В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти
Интереснее забавы нам, ребята, не найти (раздает перчатки и делит детей на подгруппы)
2. Упражнение на развитие зрительного внимания:
Логопед (подводит детей к панно «Ладошки») :
-Почему на улице надеваем перчатки? (Ответы детей : стало холодно, потому что наступила осень). Это «перчатка», а это что? (Перчатки). Сколько перчаток синего цвета? Сколько перчаток красного цвета? Сколько перчаток направлены вверх? Сколько перчаток направлены вниз? Сколько перчаток направлены вправо? (ответы детей)
-А как с приходом осени изменились деревья? А какие не изменились? Если одно дерево, то говорим «сосна», а если их несколько? (Сосны). Что растет на сосне? У сосны есть иголки, а под елкой ежик сидит, у него тоже есть иголки
3. Пальчиковая гимнастика с использованием мимических упражнений и су-джок:
Логопед:
-Пригласим ежика к нам, мы знаем о нем стихотворение, расскажем?
Жил на свете ежик колкий, на плечах его иголки
(пальцы сложить в замок язычок иголкой)
Ежик, ежик, спрячь иголки, мы ведь дети, а не волки
(пальцы сжимают в кулачки и разжимают)
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож
(Перебирают пальцами су-джок мяч)
На спине иголки очень-очень колкие.
(Перекатывают мяч в ладонях по кругу)
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
(Прокатывают мяч вперед-назад по пальцам правой ладони)
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки.
(Прокатывают мяч вперед-назад по пальцам левой ладони)
4. Упражнение на развитие фонематического восприятия.
Логопед: А какие деревья вы знаете?
(Ответы детей). Ребята, а теперь давайте прохлопаем их названия, будем учиться делить слова на части.
-Бе-ре-за, сос-на, ли-па, дуб, о-си-на, то-поль, ель, ря-би-на.
5. Фоноритмическое упражнение.
Логопед: Ребята, продолжите предложение: «Падает лист, падают что? (Листья). Когда листья падают, они поют свои осенние песни:
Дубовый лист поет: О-О-О
Березовый лист поё т: А-А-А
Кленовый лист поё т: У-У-У
Рябиновый лист поё т: И-И-И
(На бумажных листьях написаны гласные А, О, И, У. Логопед поднимает листик, называет его и поёт звук вместе с детьми, делая глубокий вдох носом).
6. Игра «Найди пару»
Логопед:
-А теперь будем учиться называть один предмет и много одинаковых предметов. Будем задавать вопросы и отвечать на них.
-Что это? - Это береза. Что это? – Это березы
-Что это? – Это дуб. Что это? – Это дубы
-Что это? – Это рябина. Что это? – Это рябины
-Что это? – Это клен. Что это? – Это клены
-Что это? – Это липа. Что это? – Это липы
-Что это? – Это осина. Что это? – Это осины.
(Дети по двое выходят к столу, один задает вопрос, показывая сначала один предмет, затем группу одинаковых предметов. Другой ребенок отвечает на вопросы. Затем дети меняются ролями)
7. Физминутка
-Осенью часто идут дожди, посмотрите, ежик спрятался, ведь прилетела тучка. Сейчас будет дождь.
Дождик, дождик, что ты льешь?
(Прыгают на месте)
Погулять нам не даешь! (Грозят пальцем)
1,2,3,4,5- будем мы с тобой играть!
(дети поочередно выдергивают шнурочки – дождинки из тучки под ритм стихотворения)
-Дождик пошел, прячьтесь (Дети приседают и поднимают руки над головой в форме крыши)
8. Игра «Один-много» (с использованием электронной презентации)
Логопед:
-Тучка исчезла, поиграем с ежиком в игру?
Упал лист – упали что? …Листья
Качается ветка – качаются что? …Ветки
Растет дерево – растут что? …Деревья
Упало перо – упали что?. Перья
Стоит пень – стоят что?. Пни
Бежит еж – бегут кто?. Ежи
9. «Договори предложение» (с картинками)
Логопед:
-У ежика есть друзья, они здесь, им тоже нужно готовиться к зиме, помогите им найти свои жилища:
Зимой в берлоге спят (медведи)
В дупле сидят… (белки)
Муравейник построили… (муравьи)
Под крышей свили гнездо (ласточки)
На реке хатку смастерили (бобры)
В уютной норе устроились (лисы)
Логопед:
- Подарим ежику листики, пусть утепляет свою норку. До свидания ежик!
10. Итог занятия.
-С кем мы сегодня играли?
-Что вам понравилось делать?