Елена Прохорова
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения».
Какова необходимость работы в данном направлении?
Публикация «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения» размещена в разделах
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Всё это может тормозить процесс приобретения детьми коммуникативных и речевых умений и навыков.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров к концу дошкольного возраста : ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности».
Политика в области образования диктует требования к организации обучения, направленного на развитие способностей детей, включая коммуникативно-речевые.
Педагоги, психологи, ленгвисты утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
В детском саду создаются условия для формирования у детей правильного произношения. В настоящее время на Образовательную программу выделяют субвенции, что способствует насыщению микро и макро среды детского сада и группы методическими пособиями и литературой, дидактическим материалом по данной проблеме.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель и родители. Культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, речевые игры и упражнения - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей. А это требует поиска новых форм работы с родителями.
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности.
Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К пяти годам ещё не все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих. Поэтому работе над этими звуками должно уделяться большое внимание в старшем дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский в своих работах говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей и уделять внимание её чистоте и правильности»
Таким образом, возникла необходимость в поиске средств, для устранения недостатков и совершенствования речи детей.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра, т. к. игра - ведущий вид деятельности ребёнка и самый эффективный метод воздействия на него. Дидактические игры и игровые упражнения дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития детей дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ф. С. Сохина, А. М. Шихнаровича, Д. Б. Эльконина. Д. Б. Эльконин подчё ркивал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующие усвоения языка грамматики и связанной с ней орфографии».
Исследования Г. П. Беляковой, Г. А. Тумаковой, Ф. А. Сохина были нацелены на то, чтобы сформировать у детей понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Эти исследования показали, что осознание звукового состава слова и словестного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и самое главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой к успешному школьному обучению.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:
воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Определила задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.
2. Провести диагностику по определению уровня звуковой культуры речи детей старшей группы
3. Систематизировать дидактические игры и упражнения по звуковой культуре речи, доступные детям 5-6 лет
4. Повысить интерес детей к дидактическим играм и упражнениям по звуковой культуре речи
5. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи
6. Оценить эффективность дидактических игр и упражнений как средства развития звуковой культуры речи детей
Выдвинула гипотезу, которая состоит в предположении того, что звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста будет развиваться успешно, если систематически и грамотно реализовывать дидактические игры и упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи.
Работу по воспитанию у детей правильного произношения я проводила поэтапно.
На подготовительном этапе я изучала и анализировала психолого-педагогическую литературу. В результате работы с литературой:
-мной были выделены основные направления работы по звуковой культуре речи детей :
основными направлениями работы над формированием звуковой культуры речи являются: развитие артикуляционного аппарата, подготовка его к произношению звуков, развитие фонематического слуха, элементов звукового анализа слов, выработки интонационно-эмоционально-выразительной речи;
- изучены показатели по обследованию звуковой культуры речи детей разных авторов : О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, В. И. Яшиной, М. Ф. Фомичёвой. ;
- определены формы работы с родителями.
В начале учебного года, я отметила, что дети за лето подросли, окрепли, стали более общительными. Наблюдая за детьми на занятиях, в играх обращала внимание на громкость, темп речи, чёткость и ясность произнесения слов, фраз, на правильное произнесение звуков. Провела диагностику, которая показала, что большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных (свистящие, шипящие, сонорные звуки). Объясняется это возрастными особенностями детей, т. к. такие звуки как: ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь наиболее поздно появляются в речи детей. И при правильно организованной работе по отработке данных звуков эти недостатки исчезают.
Для того, чтобы работа по воспитанию правильного произношения проходила в системе, мной был разработан перспективный план, с указанием дидактических игр и упражнений для каждого конкретного звука.
Работу по изучению каждого звука выстраиваю по определённому алгоритму (слайд с этапами)
Артикуляция звука характерна для работы в младших и средних группах. В старшей же группе работа над всеми звуками начинается со второго этапа: - произношение изолированного звука.
Например, при уточнении произношения звука ш организую игру «Лес шумит». Предлагаю детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «ш-ш-ш».
Следующий этап:
- Упражнение в произношении звука в словах. Организую игру «Угадай, что в руке». Сзади в руку ребёнка даю один из рассмотренных ранее предметов. Ребёнок на ощупь определяет и называет предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик).
Следующий этап:
- Упражнение в произношении звука во фразовой речи. Например, организую игру «Тишина». Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и говорят: «Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети убегают от водящего, пойманный ребёнок придумывает и говорит слово со звуком ш.
В занятия с детьми включаю специальные упражнения на дифференциацию пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, упражняя детей, таким образом, в различении свистящих, шипящих, сонорных, а также твёрдых и мягких звуков, изолированных, в словах, во фразовой речи. Это такие упражнения как «Отгадай на ощупь», «Комары и осы», «Эхо», «Едем, летим, плывём» и т. д.
Включаю упражнения, где дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию (дом – сом, рак – мак, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение:
Ты, лисичка, где была? На лугу цветы рвала.
Ты, лисичка, где гуляла? Я цветочки собирала.
При этом предлагаю ребёнку изменить громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Предлагаю детям произносить придуманные ими скороговорки или двухстишия с различной степенью громкости (шептом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Продолжаю работу, направленную на развитие речевого дыхания: дети выполняют задания на протяжное произнесения гласных, и фрикативных звуков «с», «ш», на произнесение чистоговорок на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов, сдувание снежинок. Специальные упражнения побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение требуется для построения связного высказывания.
Планирование работы по звуковой культуре речи, таким образом, помогает мне оказать детям старшего дошкольного возраста помощь в овладении всеми звуками родного языка. Если какие-то программые задачи остаются нерешёнными, ознакомление со звуками, звуковым составом слова осуществляю вне занятий: утром, на прогулке, в вечерние часы как в индивидуальной работе, так и подгрупповой.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители. Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов, требующая новых форм взаимодействия с семьёй. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме правильного произношения у детей пригласила родителей на открытый просмотр образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в город «Звукоград». Провела консультацию «Условия формирования у детей правильного звукопроизношения в семье», провела мастер-класс для родителей, где я использовала несколько коротких словесных игр и упражнений, интересных и доступных для повторения дома.
Эффективной формой оказалась участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды и презентация родителями своего опыта работы с детьми.
В результате проведённой работы для детей создана развивающая среда для совершенствования звуковой культуры речи детей :
- приобретены игрушки и настольные игры;
- изготовлены атрибуты и подобраны упражнения;
- создана картотека основополагающих артикуляционных упражнений в картинках для самостоятельной деятельности детей.
Для педагогов:
- обобщён опыт работы по теме «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста правильного произношения через дидактические игры и упражнения»;
- разработан перспективный план работы по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста;
- определён алгоритм работы со звуком;
- создана картотека дидактических игр и упражнений
На заключительном этапе провела итоговую дигностику, которая показала следующие результаты:
- в основном, все дети овладели произношением всех звуков родного языка; – у них достаточно развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание;
- развивается фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.
Сравнительная диагностика показала, что увеличилось количество детей с высоким уровнем на 38%. Снизилось количество детей с низким уровнем на 32%. Они стали более активными, повысился интерес к дидактическим играм. Их ответы стали более полные, содержательные, точные, дети стали замечать ошибки в речи у сверстников, повысился контроль над своим звукопроизношением. Считаю, что это достигнуто за счёт систематической и планомерной работы с детьми.