Марина Костенко
Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок»
2 слайд представляю опыт работы по теме : «Познавательно -речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Публикация «Опыт работы „Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
3 слайд Актуальность выбранной темы определилась моими наблюдениями, в результате которых я столкнулась с рядом противоречий: 1. Между формами обучения и воспитания и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребенка. 2. Между методологическими подходами традиционной программы и использование в педагогическом процессе новых форм организации деятельности дошкольников. 3. Между необходимостью высокого уровня познавательно-речевой готовности к школе и возможностями обеспечения оптимальных условий.
4 слайд педагогическая идея опыта заключается в развитии познавательно-речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующая не только усвоению и обогащению знаний, но и активизации речи детей в различных видах деятельности.
5 слайд Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования психологов: Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,
6 слайд а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А. В. Запорожца, В. Н. Сенеренко, А. П. Усовой. Где даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника.
7 слайд Цель моего опыта : .Формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность. Которая предусматривает решение следующих задач:1. Развитие игрового опыта детей на основе расширения и углубления знаний об окружающем. 2. Помощь детям в овладении родным языком в процессе игры. 3. Формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. 4. Создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. 5. Поддержание условий для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
8 слайд. Поэтому необходимым условием организации игровой деятельности с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательно- речевого развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Таким образом, основой организации работы с детьми является система дидактических принципов :
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач познавательно-речевого и личностного развития каждого ребенка в моей группе.
9 Слайд Работу по данной теме начала с организации развивающей предметно пространственной среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с дошкольником.
10 слайд В группе создан центр, где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», Эти пособия широко используются для таких дидактических игр, как:
- «Соберем урожай»;
- «Что растет на грядке?»;
11 слайд Работа ведется по трем направлениям:
12 слайд Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
13 слайд При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
14 слайд Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
15 слайд Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
16 слайд Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры, авторские игры-лепбуки.
17 слайд Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность : сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
18 слайд Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры.
19 слайд Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр- лепбуков в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала авторские игры.
20 слайд В свою работу активно подключила родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры.
21 слайд В работе с родителями я использую такую форму, как «Семейная игротека». Каждая семья может взять на выходные рекомендованную игру и дома поиграть с ребенком. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны.
Такая систематическая работа дала положительные результаты.
22 слайд Для оценки результатов провела динамику развития способностей дошкольников.
23 слайд Результатом работы по познавательно-речевому развитию посредством игровой деятельности у воспитанников была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком. На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей. Использование дидактических игр способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно-речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. Увеличился объём памяти и внимания, обогатился словарь, выросла потребность в речевом общении.
24 слайд В перспективе я планирую:
1. изготовить новые дидактические игры;
2. накопить картотеку дидактических игр для родителей;
3. обогащать банк видеотеки (с привлечением родителей).
25слайд Своё выступление хотелось бы закончить такими словами Василия Александровича Сухомлинского
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
26 слайд Спасибо за внимание!