наталья мещерякова
Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребё нка - это формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем. С восприятия предметов и явлений начинается познание - поэтому сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, который необходим для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по теме „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины, формы, цвета. Эталонная система включает в себя: - основные цвета; - пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); - три величины (большая, средняя, маленькая). Основной задачей сенсорного развития детей раннего возраста является подготовка их к усвоению сенсорных эталонов, накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов и других его свойств. В этом возрасте нужно знакомить малыша, давать ему представления о цвете, форме и величине, но при этом не следует добиваться от ребенка запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, что б он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.
Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры.
Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Дидактические игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т. д. :
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками- помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Разноцветные автомобили».
Цель: закреплять представления детей о цвете; развивать мелкую моторику пальцев.
Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит знания цветов. Для достижения разных целей можно сделать различные игры.
Игру несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество. Для основы понадобится конфетная коробка с открывающейся крышкой. Также приготовьте горлышки с крышками от пачек кефира или йогурта. Ножницы. Самоклеящуюся пленку. Клей. Цветную бумагу. Картинки автомобилей.
Вырезаем картинки машин (без колес) четырех основных цветов, ламинируем.
Наклеиваем на коробку, предварительно обклеив ее самоклеящейся пленкой.
Потом в крышке надо будет вырезать отверстия для горлышек. Вставляем горлышки в отверстия так, чтобы с лицевой стороны на него можно было закрутить крышку. Закрепить горлышко можно с помощью клея или скотча. Так же закрепляем крышку.
На крышки наклеиваем цветные кружочки и накручиваем их соответственно цвету.
Желаю успеха!