Ирина Лобанова
Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Высшая форма чистого
мышления заключается в математике»
Платон.
«Система работы : развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидак-тические игры на примере использования
Публикация «Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
Логических блоков Дьенеша»
Сегодня в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие де-тей. Среди них эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, где дети получают знания, не решая многочисленные примеры, а играя. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математи-ком Золтаном Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира и завоевывает все большее призна-ние у педагогов России.
Поэтому целью системы работы стало : использование блоков Дьенеша для развития элементарной алгоритмической культуры мышления детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, были определены задачи использования логических бло-ков в работе с детьми :
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстра-гирование). Формировать представления о математических понятиях (ал-горитм, кодирование и декодирование информации, кодирование со зна-ком отрицания).
2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекват-но обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по од-ному, двум, трём, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развивать пространственные представления.
5. Развивать творческие способности к моделированию и конструирова-нию.
6. Развивать психические функции (восприятие, мышление, речь, память, вообра-жение, связанные с речевой деятельностью.
Исходя из практики работы, используя методическую литературу по данной теме, мной была разработана система игр и упражнений с блоками Дьенеша
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоста-вить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блока-ми, наиграться с ними. На предэтапе в процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
1. На 1 этапе детям предлагаются игры и упражнения на зрительное вос-приятие, освоение слов «такой же», например, через игры : «Найди все фигуры, как эта», «Покажи такую же». Целесообразно начать со знакомства с формой и цветом. На данном этапе возможен любой сюжет задания.
2. На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения на разви-тие умения оперировать одним свойством («Найди квадрат», «Выбери все красные фигуры») Задания можно упрощать или усложнять, используя мень-шее или большее количество элементов набора.
3. На третьем этапе дети оперируют двумя и более свойствами («Отложи все синие круги», «Выбери все желтые толстые треугольники»). «Помоги му-равьишкам спрятаться в домиках» (например – красные и большие). В конце домики проверяют, не попал ли туда «муравьишка» - блок другого цвета и размера. Примеры игр вы можете видеть на экране.
4. Далее детям предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках специальным кодом, который графически отображает данные свойства. Это позволяет развивать способность к модели-рованию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информа-цию.
«Кто быстрее соберёт все красные блоки»,
«Саше поручается собрать все круглые блоки»
Все эти задания дети выполняют, используя образно- символический материал.
5. На пятом этапе задача усложняется, когда дети выявляют свойства фи-гур по слову, без опоры на наглядность, удерживают в памяти одно или два-три свойства.
Выбери блоки – «Запасы на зиму» в норку, выбирая либо только красные;
либо круглые и большие на примере данных игр.
6. На этом этапе дети знакомятся со схемами и алгоритмами. В процессе иг-рового сюжета им приходиться строить дороги, мосты и т. д. по определён-ным правилам, которые записаны в таблице:
За красным блоком стоит жёлтый, за жёлтым – синий, за синим – снова крас-ный.
Затем правила дети придумывают самостоятельно (строят мост через реку, со-бирают бусы и т. д.).
7. В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсут-ствие свойства. Карточки с отрицанием свойств помогают детям перейти к словесно-логическому мышлению.
«Расскажи Незнайке о красном цвете, не используя слово красный»
«Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми».
Примеры игр вы можете видеть на экране.
8. На 8 этапе, используя карточки - символы и схемы, ребёнок, по образцу или самостоятельно составляет изображение какого-либо предмета.
9. В старшем дошкольном возрасте развиваются умения разбивать множе-ства по совместимым свойствам. Дети учатся доказывать правоту своих дей-ствий. Благодаря чему развиваются пространственные представления и внима-ние, формируются представления о внутренней и внешней областях.
«Какие блоки лежат внутри обруча?» (красные)
«Какие блоки оказались вне обруча?» (не красные)
10. Далее используя полученные навыки, дети учатся трансформировать блоки, получая новые фигуры.
Например: «Помоги простым фигуркам превратиться в волшебных чело-вечков. Переложи блоки так, чтобы получилась новая фигура»
Блоки Дьенеша универсальны тем, что задания и упражнения можно ис-пользовать с детьми разного возраста в зависимости от уровня их развития, учитывая индивидуально-дифференцированный подход.
Кроме того, блоки Дьенеша используются в других видах детской дея-тельности, которые вы видите на схеме.
Блоки используются:
• как непосредственно наглядный материал, например, в аппликации и как спортивные или предметные ориентиры (в подвижных играх обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
• в игровой деятельности детей – это могут быть игрушки-заместители (например, деньги, конфеты, пирожные);
• очень широко используется в деятельности детей принцип логического построения действий (например, алгоритмы последовательности выполнения трудовых действий и при составлении рассказов; моделирование в экологиче-ском воспитании и конструктивной деятельности)
• по принципу карточек-символов в блоках Дьенеша используется норма-тивно-знаковый материал (дорожные знаки, схемы).
Выводы:
Систематическая работа с блоками Дьенеша позволила повысить эффек-тивность педагогического процесса и способствовала развитию :
- всех психических процессов детей (восприятие, речь, мышление, память, воображение и т. д.)
- элементарной алгоритмической культуры мышления детей
- освоению проблемно-поискового метода.
Все это способствовало общему интеллектуальному развитию детей.
Игровая форма обучения:
- повышала настроение детей,
- способствовала проведению дидактических игр в эмоциональном ритме;
- развитию чувства коллективизма
- способствовала ненавязчивому и содержательному обучению.
Таким образом, логические блоки Дьенеша – это универсальный дидакти-ческий материал в формировании элементарных математических представле-ний у детей дошкольного возраста.
Литература
1. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников». СПб: Детство – Пресс 2009 г.
2. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. «Математика от трёх до семи». СПб: 2009г.
3. Мониторинг в детском саду. под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. СПб: Детство – Пресс 2011 г.
4. Михайлова З. А., Сумина И. В., Чеплашкина И. Н. Первые шаги в матема-тику. Проблемно-игровые ситуации для детей 5—6 лет. — СПб. : ДЕТ-СТВО-ПРЕСС, 2009.
5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольни-ков» СПб: 1996 г.
6. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». Воронеж 2006г.
7. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. «Математика до школы». Н. Новго-род: 2010 г.