Папки-передвижки

Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Ирина Лобанова
Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

«Высшая форма чистого

мышления заключается в математике»

Платон.

«Система работы : развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидак-тические игры на примере использования

Публикация «Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Логических блоков Дьенеша»

Сегодня в дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие де-тей. Среди них эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, где дети получают знания, не решая многочисленные примеры, а играя. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математи-ком Золтаном Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира и завоевывает все большее призна-ние у педагогов России.

Поэтому целью системы работы стало : использование блоков Дьенеша для развития элементарной алгоритмической культуры мышления детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, были определены задачи использования логических бло-ков в работе с детьми :

1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстра-гирование). Формировать представления о математических понятиях (ал-горитм, кодирование и декодирование информации, кодирование со зна-ком отрицания).

2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекват-но обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по од-ному, двум, трём, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4. Развивать пространственные представления.

5. Развивать творческие способности к моделированию и конструирова-нию.

6. Развивать психические функции (восприятие, мышление, речь, память, вообра-жение, связанные с речевой деятельностью.

Исходя из практики работы, используя методическую литературу по данной теме, мной была разработана система игр и упражнений с блоками Дьенеша

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоста-вить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блока-ми, наиграться с ними. На предэтапе в процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

1. На 1 этапе детям предлагаются игры и упражнения на зрительное вос-приятие, освоение слов «такой же», например, через игры : «Найди все фигуры, как эта», «Покажи такую же». Целесообразно начать со знакомства с формой и цветом. На данном этапе возможен любой сюжет задания.

2. На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения на разви-тие умения оперировать одним свойством («Найди квадрат», «Выбери все красные фигуры») Задания можно упрощать или усложнять, используя мень-шее или большее количество элементов набора.

3. На третьем этапе дети оперируют двумя и более свойствами («Отложи все синие круги», «Выбери все желтые толстые треугольники»). «Помоги му-равьишкам спрятаться в домиках» (например – красные и большие). В конце домики проверяют, не попал ли туда «муравьишка» - блок другого цвета и размера. Примеры игр вы можете видеть на экране.

4. Далее детям предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках специальным кодом, который графически отображает данные свойства. Это позволяет развивать способность к модели-рованию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информа-цию.

«Кто быстрее соберёт все красные блоки»,

«Саше поручается собрать все круглые блоки»

Все эти задания дети выполняют, используя образно- символический материал.

5. На пятом этапе задача усложняется, когда дети выявляют свойства фи-гур по слову, без опоры на наглядность, удерживают в памяти одно или два-три свойства.

Выбери блоки – «Запасы на зиму» в норку, выбирая либо только красные;

либо круглые и большие на примере данных игр.

6. На этом этапе дети знакомятся со схемами и алгоритмами. В процессе иг-рового сюжета им приходиться строить дороги, мосты и т. д. по определён-ным правилам, которые записаны в таблице:

За красным блоком стоит жёлтый, за жёлтым – синий, за синим – снова крас-ный.

Затем правила дети придумывают самостоятельно (строят мост через реку, со-бирают бусы и т. д.).

7. В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсут-ствие свойства. Карточки с отрицанием свойств помогают детям перейти к словесно-логическому мышлению.

«Расскажи Незнайке о красном цвете, не используя слово красный»

«Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми».

Примеры игр вы можете видеть на экране.

8. На 8 этапе, используя карточки - символы и схемы, ребёнок, по образцу или самостоятельно составляет изображение какого-либо предмета.

9. В старшем дошкольном возрасте развиваются умения разбивать множе-ства по совместимым свойствам. Дети учатся доказывать правоту своих дей-ствий. Благодаря чему развиваются пространственные представления и внима-ние, формируются представления о внутренней и внешней областях.

«Какие блоки лежат внутри обруча?» (красные)

«Какие блоки оказались вне обруча?» (не красные)

10. Далее используя полученные навыки, дети учатся трансформировать блоки, получая новые фигуры.

Например: «Помоги простым фигуркам превратиться в волшебных чело-вечков. Переложи блоки так, чтобы получилась новая фигура»

Блоки Дьенеша универсальны тем, что задания и упражнения можно ис-пользовать с детьми разного возраста в зависимости от уровня их развития, учитывая индивидуально-дифференцированный подход.

Кроме того, блоки Дьенеша используются в других видах детской дея-тельности, которые вы видите на схеме.

Блоки используются:

• как непосредственно наглядный материал, например, в аппликации и как спортивные или предметные ориентиры (в подвижных играх обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;

• в игровой деятельности детей – это могут быть игрушки-заместители (например, деньги, конфеты, пирожные);

• очень широко используется в деятельности детей принцип логического построения действий (например, алгоритмы последовательности выполнения трудовых действий и при составлении рассказов; моделирование в экологиче-ском воспитании и конструктивной деятельности)

• по принципу карточек-символов в блоках Дьенеша используется норма-тивно-знаковый материал (дорожные знаки, схемы).

Выводы:

Систематическая работа с блоками Дьенеша позволила повысить эффек-тивность педагогического процесса и способствовала развитию :

- всех психических процессов детей (восприятие, речь, мышление, память, воображение и т. д.)

- элементарной алгоритмической культуры мышления детей

- освоению проблемно-поискового метода.

Все это способствовало общему интеллектуальному развитию детей.

Игровая форма обучения:

- повышала настроение детей,

- способствовала проведению дидактических игр в эмоциональном ритме;

- развитию чувства коллективизма

- способствовала ненавязчивому и содержательному обучению.

Таким образом, логические блоки Дьенеша – это универсальный дидакти-ческий материал в формировании элементарных математических представле-ний у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников». СПб: Детство – Пресс 2009 г.

2. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. «Математика от трёх до семи». СПб: 2009г.

3. Мониторинг в детском саду. под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. СПб: Детство – Пресс 2011 г.

4. Михайлова З. А., Сумина И. В., Чеплашкина И. Н. Первые шаги в матема-тику. Проблемно-игровые ситуации для детей 5—6 лет. — СПб. : ДЕТ-СТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольни-ков» СПб: 1996 г.

6. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». Воронеж 2006г.

7. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. «Математика до школы». Н. Новго-род: 2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют.

Дидактические игры для закрепления математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры для закрепления математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Хочу представить вашему вниманию, свои пособия которые были куплены в магазине изготовлены с душой воспитателем и родителями. Бесспорно.

Формирование элементарных математических представлений через развивающие игры Формирование элементарных математических представлений через развивающие игры «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию.

Мастер-класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста через дидактические игры» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вашему вниманию представить свои мастер класс «Развитие памяти через дидактические игры»..

Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность» Отчет по самообразованию на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. «Без.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые дидактические игры Перспективный план работы по развитию речи через речевые дидактические игры СЕНТЯБРЬ «Японская печатная машинка» Совершенствовать фонематический.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний».

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Слащева. К. В. Тема: «Развитие.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений «Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 09:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы: развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лобанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД