МААМ-картинки

Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования

Екатерина Каракулина
Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе конструирования дошкольники, как с нормальным, так и с нарушением зрения приобретают сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений служат первоисточником знаний о действительности и закладывают основу для формирования у детей представлений и понятий. Для детей с нарушением зрения характерным является наглядно - действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализуемое в процессе действий с предметами. Ребенок с нарушением зрения испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем.

Публикация «Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования» размещена в разделах

Конструирование в группах для детей с нарушениями зрения имеет ряд особенностей. Недоразвитие или нарушение глазодвигательных функций, глазомера затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении пространственных связей и отношений между предметами. Отмечаются недостатки прослеживающих функций, что нередко обуславливается сужением поля зрения, что вызывает нарушения в микро- и макро- ориентировки детей. Поэтому каждое занятие по конструированию должно отвечать коррекционным целям.

Коррекционные задачи на занятиях по конструированию.

1. Учить расчленять сложную форму на составные части.

2. Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношение между объектами.

3. Развивать представления о трехмерности пространства.

4. Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны, выделять объемные предметы в макропространстве, соотносить формы объемных предметов и заданные эталоны геометрической формы.

5. Развивать мелкую моторику.

6. Развивать зрительно - двигательную ориентацию.

7. Развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора.

8. Развивать словесную ориентацию.

9. Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировки, классификации, то есть формировать деятельные умения.

10. Развивать коммуникативную деятельность.

В работе мы выделили несколько этапов по решению коррекционных задач по развитию конструктивной деятельности у воспитанников с нарушениями зрения.

1 – Развитие сенсорных эталонов.

2 – Развитие познавательных способностей.

3 – Развитие творческих способностей.

Для решения коррекционных задач на занятиях по конструированию необходимо использовать систему дидактических игр.

1. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных эталонов.

1.1. Усвоение сенсорных эталонов.

Обследование конструктивных деталей, перенос их на бумагу с последующим вырезанием, соотнесение силуэтного, контурного изображения с конструктивной деталью.

Сравнение конструктивных деталей и их силуэтных изображений путем наложения и приложения.

1.2. Систематизация сенсорных эталонов.

Игра: «Каждую фигуру на свое место». Цель: знакомство с видами геометрических фигур, с формами конструктивных деталей.

Игра: «Найди детали такой же формы». Цель: закрепление знаний о разновидностях форм конструктивных деталей.

1.3. Использование сенсорных эталонов.

Игра: «Четвертый лишний». Цель: тренировка в выделении одинаковых конструктивных деталей, существенных признаков и в обобщении.

Игра: «Найди предмет такой же формы» Цель: развитие действий соотнесения предмета с эталоном.

1.4. Развитие действий перцептивного моделирования.

Игра: «Составь предмет из фигурок». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие известным геометрическим фигурам, воссоздать форму предмета из геометрических фигур.

Игра: «Построй такую же конструкцию». Цель: учить зрительно расчленять форму контурного изображения конструкции, воссоздавать конструкцию из геометрических фигур.

2. Развитие познавательных способностей при обучении конструированию.

В основе развития познавательных способностей лежат действия наглядного

моделирования.

2.1. Использование заместителей в конструктивных заданиях.

Игры: «Покажи детали такого же цвета, формы, величины», «Расставь кубики так, как показано на схеме», «Составь узор по схеме». Цель: соотнесение признаков конструктивных деталей с заданными эталонами.

2.2. Решение познавательных задач на основе построения модели.

Построение графической модели; преобразование схемы путем введения в нее уточнения и дополнении я в соответствии с выбранным образцом постройки; создание схем разных проекций готовой постройки.

2.3. Решение познавательных задач с помощью наглядных моделей.

Самостоятельный анализ графической модели; построение конструкций в соответствии со схемами, выполненными в прямоугольной проекции.

3. Развитие творческих способностей при обучении конструированию.

Игры: «Найди конструкцию по памяти», «Найди деталь по точному описанию». Конструирование по условиям, по замыслу.

Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода при обучении конструированию.

Одна из главных задач, для нас является – включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала по конструированию.

Для этого необходимо знать и учитывать:

1. Состояние зрения и этапов лечения;

2. Общие умственные способности;

3. Программные конструктивные знания, умения и навыки.

Для коррекционной работы на занятиях по конструированию с детьми с

нарушениями зрения необходимо знать и учитывать возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения.

1. Трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия :

- предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов, отсюда неполное и неточное отображение внешнего мира;

- константность, что приводит к затруднениям в определении местоположения;

- обобщенность, что что снижает способность вычленять в объекте существенные признаки, так как внимание фиксируется на случайных элементах.

2. Трудности, связанные с нарушением тонкой моторики и зрительно-моторной координации:

- для детей с нарушениями зрения характерно снижение точности движений, детали конструктора накладываются неточно, нарушается устойчивость конструкции.

3. Трудности, связанные с недостаточным развитие мыслительной деятельности :

- неразвитость операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения приводит к ошибкам в установлении сходного и отличного в образцах;

- недостаточная гибкость мышления приводит к затруднениям при усвоении новой темы.

Следует учитывать, что дети со зрительной патологией медлительны, часто

отвлекаемы, что сказывается на их работоспособности.

При составлении НОД мы учитываем и Офтальмологические требования.

1. Чертежи изготавливаются с четким контуром фигур; для демонстрации – в 1,5 – 2 раза больше установленных размеров.

2. Чертеж точно и четко передает признаки и свойства, присущие определенному предмету.

3. Для предоставления сложной графической модели применяются поэтапные графические чертежи, которые позволяют более подробно ознакомиться с отдельными частями.

4. В графических изображениях соблюдаются пропорциональные соотношения.

5. Размеры чертежей, их элементов зависят от зрительных нагрузок конкретно для каждого ребенка и демонстрируются на подставках.

6. Демонстрация образца постройки организуется на цветном фоне.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть I неиссякаемых.

Коррекционное занятие по разделу «Развитие зрительного восприятия» в средней группе для детей с нарушением зрения «Овощи» Тема: «Овощи» Форма проведения: подгрупповая (4 чел.) Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить.

Конспект музыкального занятия «Развитие музыкального вкуса и слуха у детей посредством восприятия музыки» Конспект непосредственной образовательной деятельности занятия в подготовительной к школе группе на тему «Развитие музыкального вкуса и.

Развитие сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо.

Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников посредством лего-конструирования и робототехники Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей.

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — требования современного.

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения Подготовила педагог МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова Литвинова Ирина Николаевна Развитие зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения Развитие зрительного восприятия у детей.

Развитие способности детей к наглядному моделированию посредством лего-конструирования Сказочная тема наиболее близка детям. Какие бы приключения не выпали на долю главных героев, неизменно одно – в сказке добро всегда побеждает.

Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования» Выступление на педагогических чтениях на тему "Развитие предынжинерного мышления по средствам Лего-конструирования в старшем дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 18:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Каракулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД