Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина)
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГТ»
Выполнила:
Учитель-дефектолог, логопед
ГБОУ детский сад № 273 (компенсирующего вида) г. Москвы
Брыксина Олеся Викторовна
Г. Москва
2012 г.
Публикация «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как известно отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, что приводит к нарушениям социальной адаптации в дальнейшем, когда дети уйдут из детского сада и будут не готовы адаптироваться к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими - происходит уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, постоянные жалобы педагогу. Это происходит не потом у, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию : снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот к чрезмерной агрессивности поведения.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, развивать умение контролировать свои эмоции и умение общаться. Наилучшим образом эти навыки формируются в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка. Все эти столь необходимые компоненты для развития ребенка включает в себя «Театрализованная деятельность».
Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е. Л. Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В. Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М. А. Васильева,
С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин и др.).
В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно–речевой и эмоциональной активности у детей дошкольного возраста. Особое значение театрализация имеет, если мы говорим о дошкольниках с задержкой психического развития, которые отличаются сниженной мотивацией к общению, адаптации в социуме, и эмоциональности.
Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольников с ЗПР в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, способствует эмоциональному благополучию детей, их своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Таким образом театрализованная деятельность отвечает основным принципам Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования :
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание которой должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. (Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.)
Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
1. Социально-эмоциональное развитие детей;
2. Создание атмосферы творчества;
3. Развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности.
Особенно хотелось бы отметить, как применяется принцип интеграции в реализации задач театрализованной деятельности:
- сначала необходимо выразительно ознакомить ребенка с произведением, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Эта задача стоит перед воспитателями в рамках программы «Ознакомление с художественной литературой»
-участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Эти задачи решает дефектолог.
- в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируют словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В решении этих задач участвует логопед.
- чтобы «оживить» персонаж необходимо определить, какой у него характер, голос, походка. С этими задачами помогает справиться психолог.
- имитационные движения, которые учат детей подмечать характерные особенности разных персонажей можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, а также в свободной деятельности и режимных моментах.
В контексте этого следует обратить особое внимание на профессиональные и педагогические навыки педагога, осуществляющего с детьми данную деятельность. Необходимо, чтобы педагог сам владел основами актерского мастерства, имел навыки художественного чтения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему во время работы с детьми. ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение, а в дальнейшем пытаясь, что-либо изобразить на площадке. В соответствии с этим перед педагогом встают следующие задачи: понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны и помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать особые условия, в которых сможет развернуться его содействие персонажам произведения.
Все вышесказанное требует от педагога не только хорошую профессиональную подготовку, но особые личностные качества, эмоциональность и творческий потенциал, без которых современный педагог не может обойтись!
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Из-
бранные психологические труды : В 2т. – М., 1986. – Т. 1
3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-№4.
4. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.
Петрова Т. И., Сергеева Т. Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.