Марзиет Нуховна Беретарь
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития
М. Н. Беретарь,
Воспитатель коррекционной группы,
МБДОУ № 5 «Сказка» г. Адыгейска
Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Эстетическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживания ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Публикация «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование и навыки, можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте и истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные качества, сострадание к ближнему, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств и духовности.
Я хочу рассказать о своей коррекционной группе «Светлячки». Ко мне приходят дети после медико – педагогической комиссии, у которых страдает развитие таких психических функций, как мышление, память, внимание и речь.
Наблюдения последних лет показывает, что дети с ЗПР с каждым годом становится все больше, особенно мальчики. Поэтому я поставила перед собой задачи по духовно – нравственному воспитанию детей, которые реализую через следующие формы воспитательно – образовательного процесса:
• непосредственно – образовательная деятельность;
• досуги, развлечения, утренники, беседы;
• экскурсии;
• конкурсы, выставки, чтение художественной литературы.
Цели нравственного воспитания дошкольников :
• любовь к семье, городу, Родине, природе;
• гуманность;
• трудолюбия;
• патриотизм;
• коллективизм.
Духовно - нравственное воспитания начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела. И когда дети только начинают посещать группу, эти чувства очень скрыты. В такой промежуток с ними работать тяжело, и необходимо время для контакта между воспитателем и ребенком. Но постоянно общаясь и работая с детьми, через некоторое время видишь результат своего труда и очень радуешься успехам. Сами ребята замечают, что они стали более добрыми и любящими. На меня, как и на всех педагогов, лежит очень большая ответственность в воспитании у детей чувства гуманизма, сострадания.
Мне хотелось бы рассказать про один случай из жизни. Группу посещал мальчик с ДЦП. Ребенок с ограниченными возможностями не мог сам быстро одеваться, медленно спускался по лестнице. Дети первое время не приняли его в коллектив, злились, что постоянно приходилось его ждать. Но ежедневная работа и беседы с детьми, о том, что он нуждается в нашей помощи, и то, что мы группа «Светлячки» одна большая семья и должны заботиться обо всех ребятах дала свои результаты.
Прошло время, и они без напоминаний сами помогали ему одеваться, спускаться по лестнице. Всегда старались его обнять, уделить немного больше внимания, чем другим, а в играх старались ему подыграть, чтобы он выиграл. И дети искренне радовались его победе, видя, как он радуется. Таких примеров очень много. Но в конце учебного года, после таких побед радуемся все вместе, педагоги, дети и их родители.
Важное значение в жизни ребенка имеет воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, включающую в себя любовь к близким людям, детскому саду, дому, городу, республике и стране.
Например: несколько лет назад в нашей группе был создан уголок государственной и республиканской символики, где отражены: гербы, флаги, гимны Российской Федерации и республики Адыгея, портреты президента РФ и главы республики. Также имеются материалы, где отражены достопримечательности и национальные колориты республики.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, стране у него проявляется в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительной, систематической и целенаправленной работы с ребенком. Воспитание в группе происходит ежесекундно: на занятиях, различных мероприятиях, праздниках, посещения памятных мест.
Ежегодно 23 февраля приглашаются папы на утренник, который всегда проходит очень интересно, проводятся игры, конкурсы, эстафеты. Каждый ребенок гордится за своего отца.
Интересно, весело и шумно проходит праздник, посвященный 8 марта. На данном праздновании дети танцуют, читают стихи, поют песни, а также играют в игры со своими мамами и бабушками. Как приятно наблюдать за тем, какие они все счастливые, когда дети вручают мамам подарки, приготовленные своими руками. Традиционным стало чаепитие в конце праздника, где детки и их родители просто счастливы, а также теплой, дружеской и весенней обстановке.
Накануне 9 мая всегда приходим с детьми возложить цветы к вечному огню в память погибшим войнам в Великой Отечественной войне. К этой дате всегда проводится утренник, на котором дети в очень трогательной обстановке читают стихи, поют песни о войне. Надо видеть глаза этих ребят, с каким интересом и чувством гордости за своих дедов они слушают их рассказы, а после фотографируются и вручают им цветы. С каждым годом участников ВОВ становится все меньше, и мы стараемся не упустить возможность общения с людьми, которые воочию могут рассказать о великих событиях второй мировой войны.
Именно на таких совместных праздниках осуществляется связь времен и поколений, а также воспитываются нравственно – патриотические и духовные чувства детей.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Я считаю, что чувство ответственности, любви помогают воспитать и развить домашние питомцы. Выясняя у детей, хотели бы они иметь домашних животных, о которых бы они заботились, абсолютно все дети ответили положительно. Как только заходил разговор о домашних питомцах у детей загорались глаза и с радостью начинали придумывать клички: кто-то хотел заботиться о кролике, кошке, хомячке, попугае…
Это говорит о том, что у моих воспитанников есть желание и потребность заботиться о братьях наших меньших. Я считаю, что родителями должны поощряться такие желание детей и под их чутким руководством осуществлять заботу о домашних питомцах.
Полтора месяца назад произошло величайшее и замечательное событие в жизни России – XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи. И, конечно же, наши дети не остались в стороне. Самые яркие и интересные моменты церемоний открытия и закрытия игр смотрели на мультимедиа. В течение проведения Олимпийских игр дети каждое утро пересказывали друг другу свои впечатления, и были в курсе всех достижений сборной России. Мне было приятно наблюдать за их эмоциональным состоянием: улыбки, чувство радости и гордости за наших спортсменов. И я сделала вывод, что они такие маленькие, но в тоже время уже такие взрослые.
Вместе с родителями в группе был оформлен олимпийский уголок и папка – передвижка, со всеми видами спорта, символами, а также познакомила ребят с историей Олимпийских игр.
Подготавливая подрастающее поколение к жизни, учу ребят быть скромными, честными, принципиальными, любить Родину, трудолюбивыми, а также сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
• относись к детям так, как бы ты хотела, чтобы они относились к тебе;
• учись сама, чтобы научить других;
• позволяй детям учить тебя тому, что знают и умеют они;
• стремись принимать детей такими, какие они есть.
Мое педагогическое кредо: «Для меня, как для педагога, важно, чтобы дети были активны, жизнерадостны, открыты, принимали самих себя и признавали ценность других. Мне важно чтобы дети радовались каждому дню, проведенному в детском саду, и чтобы каждый день превращался для них в день радости и счастья.
Список использованной литературы:
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1998.
Мулько И. Ф., Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет – М., 2004.
Интернет – ресурсы:
https://xreferat.ru/
https://www.bibliofond.ru/