Раиса Толмачинская
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Толмачинская Раиса Владимировна
Аннотация: в статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: дошкольник, эмоции, эмоциональная сфера, театрализованная деятельность, игра, условия развития эмоциональной сферы.
Проблема развития эмоций у детей дошкольного возраста является актуальной потому что, на фоне активного реформирования системы дошкольного образования, разработке разнообразных программ, методических материалов развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Это проявляется в том, что у детей наблюдается рост проявлений эмоционального неблагополучия (страхов, агрессивности, тревожности и т. д.). В связи с этим в разделе 2.6. ФГОС «Социально-коммуникативное развитие» отмечается значимость развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
На данный момент в психолого-педагогической литературе отражены многие аспекты изучения эмоций : генезис развития эмоциональной сферы дошкольника (В. С. Мухина, Л. А. Венгер, значение и особенности социальных эмоций в дошкольном возрасте (А. В. Запорожец, влияние межличностных отношений в коллективе на эмоциональную сферу ребенка (Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько и др.).
Одним из средств развития эмоциональной сферы является театрализованная деятельность.
По мнению Е. Н. Юрчук, театрализованная игра насыщена разнообразными эмоциями, что позволяет ребенку обогащать собственный эмоциональный опыт. В ней присутствует особый эмоциональный план, и основной смысл игры в связи с этим заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка. В результате этих переживаний в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования аффективных замыслов и тенденций, которые уже сформировались в опыте ребенка. Ярко обнаруживаются эмоциональные проявления в момент принятия ребенком той или иной роли, разворачивания игровых действий, развития сюжета на разные темы [3].
Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре развивается по мере накопления у него опыта участия в театрализованной деятельности. В результате переживаний, которые возникают у него по ходу игры, исследователи выделяют два типа эмоционального поведения детей, это эмоционально-активный тип и эмоционально-пассивный тип. Эмоционально-активный проявляется в том, что дети активно включаются в игровую деятельность, стремятся быть непосредственными участниками, ярко и бурно выражают свои эмоции. Эмоционально-пассивный тип характеризуется тем, что дети не проявляют интереса к содержанию и игровым действиям, слабо проявляют эмоции.
Для изучения особенностей эмоционального развития старших дошкольников нами был организован эксперимент на базе МАДОУ №29 «Теремок», п. Светлый Мирнинского района. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек. Из них были организованы контрольная группа – 20 человек, и экспериментальная группа – 20 человек.
В качестве основных методик для выявления особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возрастамы использовали следующие:
1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) [2].
2. Методика «Изучение способов выражения эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) [2].
3. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова) [1].
По результатам всего исследования у старших дошкольников как экспериментальной, так и контрольной групп выявлено преобладание среднего и низкого уровня эмоционального развития. В количественных показателях каждый из уровней составил: высокий уровень - экспериментальная группа 20% детей, контрольная группа 25% детей; средний уровень – экспериментальная группа – 35% детей, контрольная группа 45% детей; низкий уровень – экспериментальная группа - 45% детей, контрольная группа – 30% детей. Приведем далее качественные характеристики каждого уровня.
Высокий уровень эмоционального развития – старшие дошкольники понимают эмоциональные состояния взрослых и сверстников, правильно называют эмоции, правильно (адекватно ситуации) выражают свои эмоции, используя различные экспрессивно-мимические средства, у них сформировано умение ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения, они выказывают сочувствие другим.
Средний уровень – старшие дошкольники понимают не все эмоциональные состояния взрослых и сверстников, допускают ошибки в назывании некоторых эмоций, неточно выражают свои эмоции, выказывание сочувствия другим слабо выражено, слабо сформировано умение ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения.
Низкий уровень – старшие дошкольники понимают выражение только некоторых базовых эмоции, не дифференцируют оттенки различных эмоциональных состояний, затрудняются в адекватной их интерпретации, неточно и невыразительно передают свои эмоции, не выказывают сочувствия другим, не сформировано умение ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения.
Эти данные свидетельствовали о необходимости организации формирующей работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Работу по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности мы разбили на этапы.
Первый этап был направлен на обогащение эмоционального опыта детей старшего дошкольного возраста и развитие понимания эмоционального состояния другого человека. Для того, чтобы обогащать эмоциональный опыт детей, мы предлагали детям виды деятельности, погружающие детей в атмосферу определенных эмоций. Знакомые персонажи из сказок или мультфильмов вызывали у детей положительный эмоциональный отклик, стремление взаимодействовать. Как, например, на первом занятии мы работали с детьми по сказке «Курочка-ряба», использовали песню из мультфильма «Пластилиновая ворона».
В рамках занятия стимулировали их к тому, чтобы они проявляли свое эмоциональное отношение к тем или иным видам деятельности или к материалам. Для этого мы уделяли большое внимание и тому, чтобы быть эмоциональными, потому что эмоциональность взрослого влияет на то, как проявляют эмоции дети.
На первом занятии мы знакомили детей с понятием «пантомимы» и формировали у них представление о выражении и передаче характера героя, персонажа с помощью движений. Использование знакомых детям, понятных и симпатичных героев, помогало у детей пробудить интерес к данному виду деятельности. В процессе работы, когда дети изображали тех или иных персонажей, используя жесты и мимику, мы проводили работу таким образом.
Вначале мы вспоминали этих персонажей, давали характеристику этим персонажам, обсуждали, какие жесты и движения могут характеризовать этих персонажей, и после этого дети по желанию пробовали их изобразить. При выполнении данного и аналогичных заданий, на первых занятиях мы стремились давать только положительную оценку действиям детей для того, чтобы стимулировать у них желание участвовать в данных видах деятельности. В случае возникновения у детей затруднения с использованием разных средств выразительности для того, чтобы передать характер персонажа, мы оказывали им помощь и поддержку.
Использование музыки помогало задать определенный эмоциональный фон. Например, на втором занятии, с помощью спокойной музыки, мы настраивали детей на занятия, помогали им войти в рабочую атмосферу. При освоении движений рук, с помощью которых можно передавать те или персонажи, мы использовали иллюстрации животных, которых мы изображаем, оказывали детям поддержку в правильной постановке пальцев руки, использовали загадки для того, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик к данному виду деятельности.
Чтобы дети почувствовали радость от освоенных умений, на этом занятии мы использовали игру-инсценировку, предлагая детям изображать персонажей с помощью пальцев рук. Мы увидели на примере этого задания, что дети старшего дошкольного возраста очень живо откликаются и готовы включать свои новые знания и опыт в разные виды деятельности. После того, как дети поучаствовали в игре-инсценировке, мы предлагали им более усложненный вариант игры, который одновременно являлся и закреплением сформированных у них умений. Это, например, вариант игры парами или игры с использованием ширмы и т. д.
Формированию умения понимать эмоциональное состояние другого человека, способствовало акцентирование внимания на том, что об эмоциональном состоянии можно судить не только по выражению лица, но и по движениям человека. Изображая персонажей животных, дети также передавали их характер с помощью движений, указывая, что одни животные являются трусливыми, как, например, зайчик, другие являются резвыми, как лошадка. И движения пальцев рук от этого изменяются. Эту работу мы продолжали и на последующих занятиях. Например, на занятии на тему «Постучимся в теремок», мы предлагали детям в работе со сказкой «Теремок» проникнуться персонажами данной сказки, почувствовать их образы. Для этого мы использовали прием релаксации, использовали музыку, настраивающую на восприятие сказки и проводили на занятии также игру-имитацию, в которой детям необходимо было передать разные настроения. Передавая разные настроения, дети вначале учились понимать эти настроения, описывать их, давать им характеристику. Например, перед тем, как изображать ветер, дети говорили о том, как он в этом образе и т. д.
Для развития понимания эмоционального состояния другого человека, мы активно использовали прием анализа характера и эмоций персонажей сказки, а затем их передачу. Так, мы предлагали детям пересказывать сказку «Теремок» и упражнения-этюды, в которых дети учились передавать эмоциональный настрой и характер этих персонажей. Мы обращали внимание детей на то, что, только правильно поняв эмоциональное состояние персонажа, можно наиболее точно передать его. Поэтому мы, анализируя сказку, обращали внимание на средства выразительности, которые использовал автор сказки, передавая характер персонажа, какие слова он подбирал.
Далее мы приступили к следующему этапу работы, на котором акцентировали внимание детей на умение понимать свое эмоциональное состояние и передавать его, используя для этого также разнообразные приемы: драматизации, инсценировки, выражение собственного эмоционального отношения. Например, рассматривая сказку, мы предлагали детям поделиться своим впечатлением, какое настроение возникло у ребенка в результате прослушивания сказки или в результате изображения того или иного персонажа.
Параллельно с этим, мы вели работу по формированию средств эмоциональной выразительности, и, например, на занятии «Учимся говорить по-разному», мы знакомили детей с интонацией, упражняли детей в проговаривании фраз с различной интонацией, включали такие упражнения, в которых ребенку необходимо было рассказать о своем настроении с разной интонацией. Практические упражнения оказывали большую помощь в формировании у детей конкретных умений.
Например, проводя интонационные упражнения, мы напоминали детям знакомые стихи Агнии Барто, и предлагали детям рассказывать их, интонируя каждое слово и выражая свои чувства. Выражая чувства от лица персонажей и учась различать эмоции, мы отметили, что дети стали лучше определять свое эмоциональное состояние.
В начале и конце занятия мы обязательно уделяли внимание тому, чтобы дети выражали свое эмоциональное состояние и использовали для этого, как вербальные, так и невербальные средства. Большое внимание мы уделяли также развитию дикции. Для этого, например, на занятии «Учимся четко говорить», мы использовали скороговорки и упражнения для развития дикции, связанные с персонажами знакомых сказок. Идентифицируя себя с тем или иным персонажем, дети невольно стремились передать эмоции этого персонажа. Например, если Буратино представлялся детям, как веселый, энергичный, активный, то участвуя в игре с одноименным названием, дети и действия выполняли достаточно активно.
Чтобы дети научились выражать свое эмоциональное состояние, понимать его, отличать от других эмоциональных состояний, мы стимулировали развитие творчества у детей. Например, мы предлагали детям рассказывать про любимые сказки и игры, поскольку именно в том, что ребенку больше всего нравится, он охотнее проявляет свои эмоции. Это происходит естественно и непосредственно, не требует дополнительной активизации эмоций.
Эффективно в работе с детьми проходили упражнения, связанные с сочетанием слов и движении, с сочетанием музыки и движений. Музыка, за счет своего темпа, характера, помогала детям передавать характер персонажей.
На втором этапе работы мы стали чаще использовать упражнения, связанные с драматизацией и инсценировкой, в которых сами дети уже выполняли роли героев сказок и стремились передавать их.
Подготовительную работу мы осуществляли и в свободное время, индивидуально с каждым ребенком отрабатывая те или иные средства выразительности, повторяя диалоги персонажей, работая над выразительностью речи. Это помогало детям в процессе театрализации чувствовать себя более уверенно и комфортно.
Для того, чтобы обогащать эмоциональной словарь детей и формировать у них выразительность речи, учить их выражать эмоции, мы использовали, например, загадки, содержащие в себе описание характера того или иного персонажа. Данные загадки помогали детям найти нужные слова для того, чтобы описать этого персонажа. Например, петушок - хвастливый, гордый; сорока - юркая, бойкая, быстрая; ворона - грубая, резкая, крикливая и т. д.
На третьем этапе работы мы продолжали работу по формированию у детей умения выражать свое эмоциональное состояние вербально и невербально, и закрепляли у детей представления об эмоциях. На этих занятиях дети активно передавали свое эмоциональное состояние через персонажей сказки.
Мы отметили, что в процессе театрализованной деятельности, дети стали более свободно и легко использовать средства эмоциональной выразительности, стали более раскованными и активными по сравнению с началом организации работы. Эти результаты указывали на положительные изменения в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников.
На контрольном этапе мы провели оценку эффективности нашей работы и выявили, что дошкольники в экспериментальной стали лучше понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, правильно называть эмоции, правильно (адекватно ситуации) выражают свои эмоции, используя различные экспрессивно-мимические средства, у них сформировано умение ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения, они стали чаще проявлять сочувствие другим.
Результаты проведенного исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет эффективным, если будут учтены следующие условия: подбор содержания совместных театрализованных игр, способствующих развитию разных сторон эмоционального опыта детей; построение процесса развития эмоций в процессе театрализации : от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным, более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения; развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной игры.
Список литературы
1. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка : Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 492с.
2. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии М. : ВЛАДОС, 2012. 291с.
3. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников : Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2008. 228с.