Татьяна Кравчук
Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития
▼ Скачать +Заказ
Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная программа должна быть сформирована в соответствии с основными принципами и подходами.
Публикация «Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Одним из принципов выступает принцип позитивной социализации, который предполагает освоение ребёнком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребёнка в изменяющемся мире.
Педагогическое определение социализации представлено на слайде.
В педагогическом словаре понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта».
Важнейшим компонентом социального опыта являются социальные ценности: гражданские, культурные, национальные. Именно эти ценности являются базовыми в социальной сущности человека. Приобщение детей к традициям семьи, общества, государства в детском саду приобретает особую актуальность в настоящее время, поскольку традиции и промыслы наших предков постепенно уходят в прошлое. От нас уходят потешки, прибаутки, заклички, пестушки. Современная семья живёт другими ценностями, придерживается иных взглядов на жизнь, продиктованных обществом. Многие родители не знают обычаев и традиций национальной культуры своего народа и не могут передать подрастающему поколению опыт, накопленный веками. При этом именно взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром, направляет, регулирует его восприятие действительности, передаёт опыт, учит видеть красоту природы, любить родину и уважать традиции предков. Редко кто из детей может похвастаться, что перед сном им читают сказки, их заменяет просмотр телевизора, где присутствует только ребенок и телевизор. Наедине, без разговоров и объяснений. Даже маленькие дети уже играют на компьютере, с отговоркой родителей «лишь бы не мешал», следствием этого резкое ухудшение зрения, состояния здоровья, агрессивности.
Принимая во внимание актуальность проблемы сохранения и возрождения народного творчества, мы организовали в группе кружок «Фольклор для малышей», цель которого - приобщение детей к национальной культуре, промыслам и традициям в процессе игровой деятельности. Народные игры являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы нашего кружка. Содержание на доступном материале лёгкие для запоминания потешки, пальчиковый театр, пестушки, прибаутки, заклички, интеграция различных видов детской деятельности: рисование, аппликация, лепка с элементами русского прикладного искусства (сарафан, кушак, кокошник и т. д.). Участие дошкольников в народных играх создаёт условия не только для знакомства с элементами национальной культуры (праздники, обычаи, песни, заклички, танцы, костюм, но и для позитивных эмоциональных переживаний, собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций. Для эффективного обучения детей практическим навыкам и умениям работу строим поэтапно, согласно разработанному тематическому плану, куда вошли календарные праздники, хороводы, народные игры, песни, игры на народных инструментах. Чтобы доставить радость детям, помочь им «освоить» необычные для современного времени предметы мы решили собрать материал старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Сделали русскую печь, разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники, вышивку, поместили зубку с младенцем - куклой. Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа, встречающиеся в фольклорных произведениях : котик, собачка, петушок, сказочные герои и персонажи кукольного театра. Дошкольники получили основные представления о русской избе, познакомились с её основными атрибутами (скамья, печка, люлька). Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно.
Сделали деревянные лавки, печь. Постелили самотканые половики. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русские костюмы.
Все занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры стали проходить в этой избе. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие, но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами»; «Милости просим, красному гостю красное место».
Мы стараемся применять русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, пестушек, прибауток.
Знакомим детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам – и про кота – воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Практическую часть посвятили обучению детей навыкам работы с народными инструментами (ложками, шумелками, стучалками). С помощью простейших шумовых инструментов дошкольники умеют рассказывать сказки с озвучиванием, которые пользуются среди детей большим интересам.
«Шумовое» сопровождение сказок не требует особых музыкальных навыков. Сложностей минимум, а польза налицо – звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемом игры на шумовых инструментах.
Исполнение детьми сказок – шумелок способствует развитию у них навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением.
На протяжении всей работы с воспитанниками в кружке родители были активными участниками, помогали в сборе предметов для оформления русской избы, принимали активное участие в подборке колыбельных песен, народных игр.
Разработали план мероприятий по приобщению дошкольников к народным играм, куда вошли календарные праздники, хороводы, народные игры, песни, игры на народных инструментах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Месяц Тема Часы
сентябрь 1 «Милости просим, красному гостю красное место» Первое посещение детьми избы, знакомство с её хозяйкой.
2 «К бабушке на оладушки» Знакомство с атрибутами избы (печкой, люлькой, скамьёй, столом).
3 «Во саду ли во городе.»
4 «Для деда, для бабы курочка Ряба снесла яичко золотое» Знакомство с птичьим двором, чтение сказки «курочка Ряба».
1
1
1
1
октябрь 5 «Мы не просто ребятки, а ребятки - цыплятки». Пересказ сказки с помощью пальчикового театра.
6 «Как у нашего кота» Знакомство с обитателем «избы», котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».
7 «Котик с нами поиграй, наших деток позабавь». Повторение потешки «Как у нашего кота», п. и. «Серенькая кошечка, села на окошечко».
8 «Баю, баю, бай. Ты собачка не лай» Знакомство с собачкой Бобик, разучивание потешки «Баю, баю, бай. Ты собачка не лай».
1
1
1
1
ноябрь 1 «Хлюп – хлюп ручками» Знакомство детей с рукомойником, тазом. Разучивание потешки «Хлюп, хлюп ручками, полон мыла таз…»
«Мойся шейка, шейка мойся хорошенько».
2 «Репка» Знакомство со сказкой «Репка»
3 «Репка сладенька, кашка добренька» Драматизация сказки «Репка», с использованием настольного театра.
4 «Волшебный сундучок» Отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя»
1
1
1
1
декабрь 1 «Не красна изба углами, а красна пирогами» Знакомство детей с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
2 «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Развлечение (по потешкам, закрепление знаний детьми атрибутов русской избы.
3 «Новогодняя сказка у бабушки Варварушки» Чтение детям стихотворения М. Гилёва «Новогодняя сказка», пение новогодних песенок, вождение хороводов, получение подарков от бабушки Варварушки.
1
1
1
январь 1 «Колядки! Колядки! Собрались ребятки» Рассказ о праздновании нового года на Руси, разучивание песенок, стихов.
2 «Ах ты зимушка - зима» Разучивание потешки «Наша Маша маленькая, на ней шубка аленькая»,
3 «Самовар Иван Иваныч» Знакомство детей с самоваром. «Ай качи, качи, качи, глянь баранки, калачи…»
1
1
1
февраль 1 «Февраль зиму замыкает, а март масленицу встречает. Масленичная неделя. Масленичные песни.»
2 «Не красна изба углами, а красна пирогами» Знакомство детей с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
3 «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Развлечение (по потешкам, закрепление знаний детьми атрибутов русской избы.
4 «Я как мама не люблю в доме беспорядка» Знакомство детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. 1
1
1
1
март 1 «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» Знакомство детей с Масленицей. Люди в своих играх, песнях, стихах изображают Масленицу богатой, красивой, и щедрой гостьей.
2 «Диалог с весной» Познакомить детей с пословицами, загадками о весне. Народная игра «Солнышко».
3 «Приди весна с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красная».
4 «Как у нас семья большая, да весёлая…» Разучивание потешки «Пошла Маня на базар…» 1
1
1
1
апрель 1 Весенние хороводы, виды движений («по кругу», «змейка», «стенка на стенку», «ручеёк»).
2Хороводные песни. Игровые песни. Дети учатся ходить в хороводе, выполнять несложные движения.
3 «Диалог с весной» Познакомить детей с пословицами, загадками о весне. Народная игра «Солнышко».
4 «Приди весна с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красная». 1
1
1
1
май 1 «Волшебный сундучок» Отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», согласно приготовленных костюмов в сундучке.
2Занятия на улице: весенние хороводы, игры, песни. 1
1
Итого: 32 часа.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладывается основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.