МААМ-картинки

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций» (3 фото)

Анжелика Красавцева
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Тема:

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением

стены «Галерея эмоций

Подготовила и провела:

Педагог-психолог: Красавцева А. В.

Детские годы — это горы, с которых река берет

начало и где определяет свое направление.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены „Галерея эмоций“» размещена в разделах

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа обучающихся с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.

Педагоги и психологи, отмечают тенденцию к ежегодному росту количества детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы :

• наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией;

• нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения;

• неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми.

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2000) среди приоритетных задач выделено и «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения». Там же в психолого-педагогических условиях, оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности».

Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями.

При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

Для того, чтобы эмоциональная сфера ребёнка развивалась необходимо создать эмоционально развивающую среду, т. е. совокупность общих и специфических психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группах, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции.

Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г. А. Ковалева, Ю. С. Мануйлова, Н. Е. Щурковой, В. А. Ясвина, в соответствии с указанными принципами были разработаны и созданы условия, определяющие эффективность формирования эмоционально развивающей среды в нашем ДОУ.

Среди психолого-педагогических условий хотелось бы выделить условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – создание эмоционально-развивающего комфорта (уголки настроения, зоны уединения, скамья примирения) или другими словами, эмоционально-комфортный компонент среды. На данный момент времени в нашем детском саду организованы:

1. Уголки «Уединения» (специально организованные) на трёх группах «Красная Шапочка», «Чебурашка», «Буратино», группа «Колобок» в поисках нового места.

2. Уголки «Настроения» на трёх группах «Незнайка», «Чиполлино», «Чебурашка».

3. «Скамья примирения» на группе «Чебурашка».

4. В октябре 2016 года оформлена стены «Галерея эмоций».

Целевым назначением создания стены «Галерея эмоций» (эмоционально-развивающая зона, является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Это один из методов развития эмоциональной сферы обучающихся.

Используя его в своей работе, педагоги имеют возможность:

1. Познакомить, а в последствие закрепить представление о способах выражения базовых эмоций (мимика, жесты, поза, слово)

2. Совершенствовать способность управлять своими эмоциями (обучить приемам эмоциональной регуляции).

3. Оценить степень понимания детьми эмоциональных состояний как своих, так и окружающих их людей;

4. Понять уровень и причины эмоциональных переживаний обучающихся;

5. Повышать уровень коммуникативных умений и навыков;

6. Своевременно оказать психолого-педагогическую поддержку тому, кто в ней нуждается.

7. Организовать при необходимости работу с семьёй.

В настоящее время на «стене эмоций» размещены фотографии детей, испытывающих различные эмоции : Интерес-волнение, радость, удивление, горе, гнев, страх, вина и т. д.

Предполагается вариативная составляющая «Галереи эмоций», т. е изменение фотографий в соответствии с темами, например «Эмоции детей», «Эмоции взрослых», «Эмоции животных», «Эмоции наших детей и педагогов» и т. д.

Поскольку «Галерея эмоций», это один из методов, по развитию эмоциональной сферы, его можно использовать как в работе воспитателей, так и в работе специалистов. Особенно полезным это может быть с обучающимися групп компенсирующей направленности, с детьми, склонны[ к проявлению агрессивных реакций, заболеваниями уатистического спектра. Единственным условием, которое необходимо при этом соблюдать, это постановка задачи в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями развития обучающихся.

Таким образом, эмоционально-развивающая зона «Галерея эмоций» помогает расширять круг понимаемых детьми эмоций, обеспечивает эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в рамках группы и детского сада в целом.

Приложение 1

1. Интерес-волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.

2. Радость – максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.

3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Горе-страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.

5. Гнев. При гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.

6. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.

7. Презрение. Часто желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция «холодная», ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, «хладнокровное убийство». В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.

8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.

9. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.

10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность.

Упражнения с использованием стены «Галерея эмоций»

Упражнение 1. «Расскажи по фото»

Задачи: Активизация внимания, памяти, логического мышления, речевой активности. Развивать фантазию, воображение. Побуждать к проявлению чувства сопереживания.

Процедура:

Детям/ребенку предъявляется фотография (например, девочка грустит). Предлагается внимательно рассмотреть и по серии наводящих вопросов «узнать, почему грустит девочка?». Взрослый побуждает ребенка к проявлению фантазии. Вопросы могут «вытекать» один из другого.

Вопросы:

1. Какое настроение у девочки на фотографии?

2. Почему ты так думаешь?

3. У тебя бывает такое настроение? Когда?

4. О чём она думает?

5. Кто бы ей мог помочь?

6. Чего бы девочке хотелось больше всего?

7. Чтобы тебе хотелось сказать девочке?

Особенности проведения:

1. Такое упражнение возможно провести с тем ребёнком, у которого развиты умения определять настроение по мимике.

2. Необходимо активное наблюдение за эмоциональным состоянием ребёнка, его рассказом (т. к. ребёнок может опираться на свой жизненный опыт).

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»
Фото «Галерея эмоций»
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены - фото
Публикации по теме:

«Калейдоскоп эмоций». Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей средствами двух дисциплин: музыки и психологии. Задачи: Закреплять.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.

Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп эмоций» Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыки.

НОД «Путешествие к Царевне Несмеяне». Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Цель: тренировка смены эмоциональных состояний. Задачи: учить перключаться с одного эмоционального состояния на другое; закреплять знания.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком» Содержание 1. Введение. 2. Актуальность проблемы. 3. Новизна. 4. Теоретическая часть. 4.1 Анализ психолого-педагогических исследований в.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность. 1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее - специальное образование.

Статья на тему «Развитие эмоциональной сферы детей с ДЦП» План : 1. Введение. а) Особенности развития эмоциональной сферы детей с ДЦП. б) Значение детских фантазий. Эмоциональная сфера является.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Комплексное изучение детей.

Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 21:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Красавцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД