Анжелика Красавцева
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Тема:
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением
стены «Галерея эмоций
Подготовила и провела:
Педагог-психолог: Красавцева А. В.
Детские годы — это горы, с которых река берет
начало и где определяет свое направление.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены „Галерея эмоций“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2017
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа обучающихся с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.
Педагоги и психологи, отмечают тенденцию к ежегодному росту количества детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы :
• наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией;
• нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения;
• неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми.
В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2000) среди приоритетных задач выделено и «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения». Там же в психолого-педагогических условиях, оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности».
Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.
Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями.
При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.
Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.
Для того, чтобы эмоциональная сфера ребёнка развивалась необходимо создать эмоционально развивающую среду, т. е. совокупность общих и специфических психолого-педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группах, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции.
Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – проанализировав различные подходы к структурированию образовательных сред, представленных в работах Г. А. Ковалева, Ю. С. Мануйлова, Н. Е. Щурковой, В. А. Ясвина, в соответствии с указанными принципами были разработаны и созданы условия, определяющие эффективность формирования эмоционально развивающей среды в нашем ДОУ.
Среди психолого-педагогических условий хотелось бы выделить условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – создание эмоционально-развивающего комфорта (уголки настроения, зоны уединения, скамья примирения) или другими словами, эмоционально-комфортный компонент среды. На данный момент времени в нашем детском саду организованы:
1. Уголки «Уединения» (специально организованные) на трёх группах «Красная Шапочка», «Чебурашка», «Буратино», группа «Колобок» в поисках нового места.
2. Уголки «Настроения» на трёх группах «Незнайка», «Чиполлино», «Чебурашка».
3. «Скамья примирения» на группе «Чебурашка».
4. В октябре 2016 года оформлена стены «Галерея эмоций».
Целевым назначением создания стены «Галерея эмоций» (эмоционально-развивающая зона, является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Это один из методов развития эмоциональной сферы обучающихся.
Используя его в своей работе, педагоги имеют возможность:
1. Познакомить, а в последствие закрепить представление о способах выражения базовых эмоций (мимика, жесты, поза, слово)
2. Совершенствовать способность управлять своими эмоциями (обучить приемам эмоциональной регуляции).
3. Оценить степень понимания детьми эмоциональных состояний как своих, так и окружающих их людей;
4. Понять уровень и причины эмоциональных переживаний обучающихся;
5. Повышать уровень коммуникативных умений и навыков;
6. Своевременно оказать психолого-педагогическую поддержку тому, кто в ней нуждается.
7. Организовать при необходимости работу с семьёй.
В настоящее время на «стене эмоций» размещены фотографии детей, испытывающих различные эмоции : Интерес-волнение, радость, удивление, горе, гнев, страх, вина и т. д.
Предполагается вариативная составляющая «Галереи эмоций», т. е изменение фотографий в соответствии с темами, например «Эмоции детей», «Эмоции взрослых», «Эмоции животных», «Эмоции наших детей и педагогов» и т. д.
Поскольку «Галерея эмоций», это один из методов, по развитию эмоциональной сферы, его можно использовать как в работе воспитателей, так и в работе специалистов. Особенно полезным это может быть с обучающимися групп компенсирующей направленности, с детьми, склонны[ к проявлению агрессивных реакций, заболеваниями уатистического спектра. Единственным условием, которое необходимо при этом соблюдать, это постановка задачи в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями развития обучающихся.
Таким образом, эмоционально-развивающая зона «Галерея эмоций» помогает расширять круг понимаемых детьми эмоций, обеспечивает эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в рамках группы и детского сада в целом.
Приложение 1
1. Интерес-волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.
2. Радость – максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.
3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.
4. Горе-страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
5. Гнев. При гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.
6. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.
7. Презрение. Часто желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция «холодная», ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, «хладнокровное убийство». В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.
8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.
9. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.
10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность.
Упражнения с использованием стены «Галерея эмоций»
Упражнение 1. «Расскажи по фото»
Задачи: Активизация внимания, памяти, логического мышления, речевой активности. Развивать фантазию, воображение. Побуждать к проявлению чувства сопереживания.
Процедура:
Детям/ребенку предъявляется фотография (например, девочка грустит). Предлагается внимательно рассмотреть и по серии наводящих вопросов «узнать, почему грустит девочка?». Взрослый побуждает ребенка к проявлению фантазии. Вопросы могут «вытекать» один из другого.
Вопросы:
1. Какое настроение у девочки на фотографии?
2. Почему ты так думаешь?
3. У тебя бывает такое настроение? Когда?
4. О чём она думает?
5. Кто бы ей мог помочь?
6. Чего бы девочке хотелось больше всего?
7. Чтобы тебе хотелось сказать девочке?
Особенности проведения:
1. Такое упражнение возможно провести с тем ребёнком, у которого развиты умения определять настроение по мимике.
2. Необходимо активное наблюдение за эмоциональным состоянием ребёнка, его рассказом (т. к. ребёнок может опираться на свой жизненный опыт).